Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал в иске московскому ООО "Просто космос". Эта компания специализируется на туризме, связанном с космической тематикой (туры на Байконур, встречи с космонавтами и т. п.). Она в сентябре 2020 года зарегистрировала права на бренд "Просто космос", а позже обвинила ООО "Питер класс", входящее в структуру издательского дома "Питер", в нарушении своих прав на это обозначение.
Повод для претензий дала книга "Просто космос! Экспедиция на МКС с настоящим космонавтом" лётчика–космонавта Юрия Усачёва, изданная в марте 2021 года тиражом 5 тыс. экземпляров ООО "Питер класс". В её названии используется бренд "Просто космос", утверждает истец.
Московская компания не ответила на запрос "ДП", но в суде требовала взыскать с ответчика 6 млн рублей компенсации и запретить использование её бренда.
"Пока не комментируем, поскольку решение может быть обжаловано", — заявила "ДП" исполнительный директор издательского дома "Питер" Анна Титова.
По мнению Анастасии Герман, ведущего юриста Intellect, при установлении сходства необходимо сравнивать обозначения целиком, а не выделять какую–либо часть, что зачастую ошибочно делается истцами. "Очевидно, что название “Просто космос! Экспедиция на МКС с настоящим космонавтом” является цельным обозначением, несёт в себе самостоятельное оригинальное значение благодаря иным приведённым в названии книги словам и сильно отличается от защищаемого бренда. Поэтому говорить о том, что товарный знак “Просто космос” сходен с названием книги, нельзя", — уточняет эксперт.
В спорах о защите исключительных прав на товарные знаки очень важно понимать, как именно и в каких целях используется обозначение, совпадающее или схожее до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком, говорит Екатерина Смирнова, руководитель юридического консалтинга IP–Lawyer. И как раз "Питер класс" обратил на это внимание суда. Его продукция, в том числе и книга Юрия Усачёва, маркирована брендом "Питер", а не "Просто космос". А вот истец не представил примеров использования бренда "Просто космос" именно для индивидуализации собственной книжной продукции.
"В данном деле действия истца имеют признаки злоупотребления правом, однако суд отдельно этот вопрос не исследовал", — рассуждает Екатерина Смирнова.
Юристы подчёркивают: необходимо различать ситуации, когда товарный знак используется в информационных целях без каких–либо изменений (к примеру, для информирования потребителей) от рассматриваемого кейса. "В частности, можно говорить и о деятельности СМИ, упоминающих те или иные обозначения в своих текстах. В таких случаях суды однозначно стоят на защите прав лиц, к которым предъявлены иски, и тоже отказывают правообладателям в заявленных требованиях", — говорит Анастасия Герман.