Дискаунтеры и магазины у дома вытесняют гипермаркеты

Автор фото: Агентство "Москва"

Большие форматы продолжают трансформироваться.

Небольшие и средние по площади торговые форматы набирают популярность на фоне снижения спроса в гипермаркетах. Это показывают результаты "Ленты", "О'Кея" и других мультиформатных сетей. Средние результаты демонстрируют и моноформатные сети гипермаркетов, причём драйвером выручки у них выступают онлайн–продажи.
Х5 Group тем временем вообще отказывается от гипермаркетов, а на рынке заметен рост популярности дискаунтеров, в том числе жёстких. По данным M. A. Research, их доля к 2025 году может вырасти до 15–16% всего продовольственного ретейла.
Как подчёркивает руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Петербурге Анна Лапченко, люди выбирают формат магазинов у дома, поскольку на поездку в гипермаркет надо выделить время и деньги. А в небольшой магазин можно зайти по дороге. Также на гипермаркетах, которые находились в ТЦ, сказался массовый отток якорных арендаторов, генерировавших трафик. Арендовать большие площади в опустевших торговых центрах стало невыгодно.
Заместитель гендиректора "Магнита" Руслан Исмаилов подтверждает, что гипермаркеты теряют трафик в пользу магазинов у дома и дискаунтеров. "Большие форматы сейчас находятся на том уровне, который наблюдался в Европе несколько лет назад: тогда в таких магазинах за границей не наблюдалось большого количества народа. А у нас люди могли стоять в очередях часами. Сегодня мы видим тот трафик, который комфортен для крупноформатного ретейла, при этом магазины себя окупают", — говорит он.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская предполагает, что в будущем гипермаркеты будут сокращать торговую площадь, сдавая излишки в субаренду, что привлечёт дополнительный трафик. Также компании, скорее всего, расширят возможности доставки, пересмотрят программы лояльности и будут сокращать ассортимент, убирая нерентабельные позиции.
Руслан Исмаилов верит, что будущее за форматом "гибрида", который продолжит содержать в себе главные отличительные особенности гипермаркета, но добавит то, что людям сейчас необходимо: кулинарию, готовую еду, собственные торговые марки, доставку — они сейчас активно растут. Некоторые игроки уже тестируют разные форматы под современные требования рынка. "Мы фокусируемся на адаптации предложения под запросы потребителей: расширяем линейку товаров в более низких ценовых сегментах, работаем с промо, тестируем новые форматы, в том числе гиперэконом, а также продолжаем работу по оптимизации затрат", — рассказали в "Ленте".
По мнению некоторых экспертов, гипермаркеты в большей степени страдают от foodtech–проектов. Пока магазины, по мнению Артёма Тузова, директора департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнёрс", не сильно ощущают конкуренцию с доставками, но в будущем, накопив опыт, онлайн–площадки могут создать свои большие магазины в сети и вытеснить офлайн–игроков. В "Магните" признают, что e–commerce стал востребованным в части покупок в категории непродовольственных товаров, но рассматривают этот канал не как конкурента, а как дополнение к офлайну.