Эксперты отмечают, что ярмарки искусства становятся драйвером для развития творческой индустрии в целом, стимулируют появление новых культурных проектов и способствуют развитию института коллекционирования. Появляются и новые возможности для инвестора. В первый день работы самой крупной в Петербурге ярмарки искусства — "1703" — разбираемся, почему это так.
"Согласно исследованию консалтингового агентства Knight Frank, произведения искусства занимают седьмое место в топе инвестиционно-привлекательных предметов роскоши с учётом 10-летней динамики", — рассказывает директор департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса "Цифра брокер" Александр Цыганов.
Как говорят участники рынка, в последние годы в России наблюдается рост интереса к современному искусству: создаются новые проекты, коллаборации и событийные бренды, у большего числа художников и галерей есть возможность представить своё искусство ранее не охваченной аудитории. Появился акцент на развитии института коллекционирования — прежде всего способствующего поддержке отечественных галерей, художественного сообщества и талантливых современников. А в том, что произведения искусства необходимы в инвестиционном портфеле, уверены многие финансовые советники и состоятельные люди, поскольку этот альтернативный инструмент играет роль защитного актива. Это подтверждают и данные статистики.
Ярмарка "1703"
Молодеющий интерес
Вопреки пессимистичным ожиданиям, по итогам 2022 года российский арт-рынок сумел выйти на позитивный результат. Опрошенные "ДП" галеристы отмечают рост цен на произведения искусства в рублёвом эквиваленте. Кроме того, расширяется аудитория более молодых коллекционеров — при этом высока доля потенциальных инвесторов.
И в этом есть логика — коллекционирование предметов современного искусства позволяет реализовать максимально интересный, диверсифицированный вариант сохранения и приумножения средств, поскольку речь здесь будет идти не только о выгоде, но и о повышенной ценности и об эмоциях. Кроме того, дополнительной мотивацией для такого варианта вложений инвестору служит социально значимый аспект — возможность поддержать художника. Кейсы, когда крупные корпорации своим примером и конкретными действиями способствуют развитию института коллекционирования в России, тоже уже есть.
На фото: Ярмарка "1703"
Один из них — как раз ярмарка современного искусства "1703", которая инициирована ПАО "Газпром" и проводится при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга в ЦВЗ "Манеж". В этом году мероприятие организовано в Северной столице во второй раз и входит в программу Фестиваля культуры Петербургского международного экономического форума "Петербургские сезоны". По мнению экспертов, именно такие стимулы для художественного сообщества определяют направления развития и будущее для российского арт-рынка.
Вдохновлена городом
Частное и государственное коллекционирование сегодня являются стратегическим ресурсом для развития современного искусства: идея, очень близкая Петербургу "исторически". А ярмарки и выставки — тот элемент, без которого рынок не может функционировать качественно. Это не только возможность для авторов заявить и напомнить о себе, но также привлечение заинтересованной, а главное — новой аудитории; повышение уровня насмотренности зрителя, образовательные проекты и, что важно для инвестора, на таких мероприятиях можно оценить, какие работы в центре внимания, каких авторов хвалят лидеры мнений — то есть это шанс найти настоящие шедевры.
Ярмарка "1703"
"Ярмарка "1703" создаёт площадку для встречи галерей, художников и произведений искусства с коллекционерами. Без активных и заинтересованных коллекционеров невозможен рост галерейного бизнеса, — рассказывает управляющий директор ярмарки "1703" Алиса Преснецова. — Среди участников — более 30 разных, не похожих друг на друга галерей, будут охвачены все возможные актуальные художественные практики, гость ярмарки имеет возможность познакомиться с широким диапазоном медиа, поколений художников, творческих подходов и смыслов".
Собеседница "ДП" поясняет: вклад ПАО "Газпром" как организатора ярмарки "1703" в развитие галерей и института коллекционирования в том, чтобы сформировать и поддерживать в Петербурге масштабную площадку для этого культурного диалога. "Мы стремимся к тому, чтобы создать максимально комфортную и вовлекающую среду, в которой любой зритель, вне зависимости от уровня погружения в современное искусство, найдёт для себя нечто интересное. Где он поймёт, что коллекционирование — это не про огромные суммы, не про закрытые клубы по интересам, а про открытый разговор с галеристами и художниками, расширение кругозора, украшение своей повседневной реальности", — уточняет Алиса Преснецова.
Слом стереотипа "искусство — это очень дорого и только для искушённых" — тоже можно считать инструментом поддержки галерей, уверена она. Ярмарка — наглядное доказательство, что есть доступные формы интересного и актуального искусства. Соответственно, растёт аудитория потенциальных коллекционеров. А для комплексной работы со зрителем экспозицию дополняет культурно-образовательный блок событий. В рамках лекций и дискуссий эксперты открыто делятся своим опытом, взглядом на тренды и будущее. Мероприятия лектория посвящены галерейному бизнесу, новым технологиям в искусстве, фотографии, коллекционному дизайну, молодому искусству и образованию в арт-бизнесе.
Кстати, они, по сути, стали заблаговременным анонсом ярмарки "1703": если сама она открылась 14 июня, то программа лектория была запущена ещё в марте 2023-го. Впрочем, и само событие масштабируется и отменяет даже условные ограничения. "На второй ярмарке мы отошли от гибридного формата, чтобы у большего числа галерей была возможность представить свои работы зрителям, потенциальным коллекционерам. Также мы отказались от деления экспозиции на тематические секции, — говорит Алиса Преснецова. — Меньше рамок — больше свободы, полёта мысли и творчества, что нашло прямое отражение в концепциях стендов галерей. Цифровое искусство соседствует с графикой, коллекционный дизайн дополняется NFT, известные художники резонируют и вступают в диалог с молодыми авторами".
На фото: Ярмарка "1703"
В 2023-м участников будет почти в 2 раза больше, чем в год премьеры. Тогда на ярмарке работы 120 современных авторов представили 22 галереи. За пять дней мероприятие в ЦВЗ "Манеж" посетили более 10 тыс. человек. Кстати, организатор и экспозиционная площадка, пожалуй, единственное, что не изменилось в текущем году. А вот значимость такого события для индустрии растёт. "Ярмарка "1703" развивается вместе с самим рынком современного искусства в условиях быстро меняющейся реальности и трендов. При этом она не только отражает это развитие, но и активно помогает ему, в чём была и есть одна из наших главных целей", — напоминает управляющий директор ярмарки.
И результатом становятся новые коллаборации, проекты и события — не только в Петербурге, но и в других городах страны. Так, в 2022-2023 годах, по словам Алисы Преснецовой, после яркого дебютного мероприятия в Северной столице появилось несколько новых ярмарочных брендов в самом городе на Неве, а также в Москве и Нижнем Новгороде. "Чем больше у галерей и художников будет возможностей выставить свои работы — тем активнее будет развиваться цивилизованный арт-рынок в России", — говорит она.
Формат как возможность
Одним из главных трендов в индустрии сегодня является не только объединение усилий различных игроков рынка, но также их коллаборация с представителями разных сфер, заинтересованными в поддержке современных авторов. Открытый диалог с коллекционером стал непременным атрибутом времени. Более того, появляются новые возможности для инвестора и коллекционера — в части сопровождения, консультаций. Процесс взаимодействия с выставочными площадками стал более динамичным и интерактивным во многом благодаря современным цифровым технологиям, отмечает Ольга Звагольская, основатель культурного пространства "Третье место" и NFT-платформы Third Place NFT.
"Нужно отметить, что эти изменения в работе между коллекционером и галереей сделали искусство доступнее, в хорошем смысле этого слова, и значительно изменили портрет инвестора, — говорит она. — В эпоху цифровизации технологии активно проникают в сферу искусства, меняя наше представление о том, что такое арт и как он воспринимается. Если раньше искусство, особенно классическое, принимало в клуб инвесторов только определённую социальную прослойку людей, владеющих значительным капиталом и связями, то сейчас любой может стать коллекционером или владельцем мирового шедевра".
Ярмарка "1703"
Здесь речь идёт в том числе о долевом владении предметами искусства — то есть частью произведения (цифровые NFT-токены, деривативы). "Каждый держатель токена является совладельцем объекта искусства, может принимать решения относительно его дальнейшей судьбы, а также имеет некие преимущества, — поясняет Ольга Звагольская. — Здесь мы видим, как меняется подход галерей, который становится более гибким, учитывает современный контекст и позволяет создавать уникальный диалог и взаимодействие между художниками и зрителями".
Александр Цыганов указывает на то, что данный вид инвестиций плотно связан со сферой криптовалют и блокчейн-технологиями, о которых в мире знает подавляющее меньшинство, а разбираются в вопросе единицы. "Эту сферу ждёт дальнейшее развитие и популяризация, прежде чем мы сможем сказать, что это популярное направление. Но и сейчас в неё вкладываются большие деньги, и она имеет огромный потенциал", — уверен эксперт.
Ярмарка "1703"
Однако работа с digital-искусством предполагает и не совсем классического коллекционера, уточняет Полина Бондарева, директор платформы Masters и Masters digital gallery. Приверженцы "традиций", по её словам, только начинают смотреть в сторону новых форм. "Медиаискусство скорее покупают люди, которые либо очень хорошо разбираются в этом направлении и отслеживают международную повестку, либо это владельцы крипты, которые смотрят в эту сторону и как на инвестирование, и как на возможность приобщиться к культуре", — говорит Полина Бондарева.
По её мнению, ярмарки — важный элемент поддержки авторов. Есть и "усиливающие эффект" инструменты: "Когда у художника случается персональная выставка — это не только привлекает к нему новых покупателей, ценителей искусства, работает на его PR, но также влияет и на ценообразование его работ", — говорит она.
Площадки, платформы, бизнес, прямо не связанный с индустрией, начинают более активно аккумулировать силы с целью развития института коллекционирования в стране. И рынок современного искусства постепенно обретает необходимую финансовую поддержку, где важную роль в привлечении инвестиций продолжат играть регулярно проводимые мероприятия, которых будет ждать не только инвестор, но и каждый почитатель прекрасного, жаждущий ярких эмоций.