На этой неделе должен запуститься автомобильный завод "Лада Санкт–Петербург" — он же бывший завод Nissan. Предприятие рассталось со старым названием ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" 5 июня. Кстати, потребовалось постановление городского правительства — без бумаги из Смольного слово "Санкт–Петербург" в названии компании использоваться не может.
Завод находился в простое более года. Производство остановили 7 марта 2022 года из–за нехватки комплектующих. В ноябре 2022–го Nissan продал мощности ФГУП "НАМИ" за символическую цену €1, а в феврале текущего года завод перешёл АвтоВАЗу. Потери от ухода из РФ сам японский концерн оценивает в $697 млн, но в отношении петербургского предприятия за ним сохраняется 6–летний опцион на выкуп.
На переименованном заводе начнут выпускать новую модель Lada X–Cross 5. Но автомобиль не просто тяжело назвать российским, но даже "Ладой" его следует считать с натяжкой — с отечественным шильдиком в дилерские центры приедет китайский кроссовер FAW Bestune T77 крупноузловой российской сборки.
Но ничего удивительного нет, это тренд в импортозамещении в отрасли после февраля–2022. Например, новый "Москвич–3" — всего лишь не самый новый китайский JAC JS4, а уже ставший самым массовым российский электромобиль Evolute i–PRO — Dongfeng E70 из той же дружественной страны.
Причём экспансия советских марок на российские дороги, скорее всего, продолжится. Глава Минпромторга Денис Мантуров 13 июня в интервью РИА "Новости" заявил, что ведомство поддержит производителей, которые будут готовы возродить бренд "Ока". А уже в следующем году, надеется он, вернётся и "Волга". Нет сомнений, что среди богатого ряда китайских концернов найдутся машины, достойные носить эти имена.
По состоянию на май 2023 года бренды родом из КНР занимают уже 40,1% рынка новых автомобилей, что в 2,5 раза выше их доли в мае прошлого года, следует из данных агентства "Автостат". "Лада", на которую приходится 30,5% продаж новых авто, сохраняет первенство на рынке и даже на 6,3 п. п. нарастила долю год к году.
Много лет мы боролись за увеличение локализации в российском автопроме. Но теперь пришла пора загружать простаивающие площади уже хоть чем–то. И то дело. Отсутствие локализации — лучше, чем совсем ничего.