Петербургу не хватает иностранных туристов, которые могли бы заполнить все имеющиеся в городе гостиницы.
Вопросы развития туризма в России и конкретно в Петербурге обсуждались во второй день ПМЭФ–2023. По словам заместителя министра экономического развития РФ Дмитрия Вахрукова, отрасль продолжает восстанавливаться от последствий пандемии. Главные задачи, которые стоят перед ней на сегодняшний день: удовлетворение растущего спроса, развитие туристической, транспортной инфраструктуры, а также кадрового потенциала. "Ключевой сдерживающий фактор — дефицит номерного фонда в стране. На пике сезона людям негде остановиться", — отметил при этом он.
Интересно, что в Петербурге сложилась обратная ситуация — предложение средств размещения превышает спрос, а достигнуть полной загрузки удаётся разве что в пиковые даты высокого сезона.
В 2019 году город на Неве посетили 10,5 млн гостей, из них 4,9 млн человек — иностранцы. Они приносили городским гостиницам 60% оборота (для высококлассных отелей — до 70%). В прошлом году иностранных туристов, разместившихся в гостиницах, оказалось всего 350 тыс. и они принесли только 8% оборота. Как констатируют эксперты, в связи с пандемией и санкциями Северная столица потеряла въездной поток, который ранее составлял до 50% от общего объёма. Как отметил председатель комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга Сергей Корнеев, для города въездной туризм играл важную роль. Средний чек российского туриста в Петербурге — 39,7 тыс. рублей за поездку, гостя из стран СНГ — 65 тыс. рублей (за счёт более длительного пребывания), а у путешественников из дальнего зарубежья — 113,5 тыс. рублей.
“
"Экономическая зависимость целого ряда секторов индустрии гостеприимства от въездного туризма у нас большая. И если в некоторых регионах есть недостаток инфраструктуры, то в Петербурге за исключением пиковых периодов остаются свободные номера. Мы сейчас даём разные предложения, наша инфраструктура, несмотря на растущий внутренний поток, не восстановила уровень загрузки, который был до пандемии", — сказал Корнеев.
Он подчеркнул, что комитет ведёт активную работу по продвижению туристского потенциала Северной столицы в Китае, Индии, странах СНГ, Большого Ближнего Востока, Азиатско–Тихоокеанского региона. "Нужно действовать вместе, единым брендом. Рассказать о том, как построить поездку по маршрутам “Серебряного ожерелья”, как совместить посещение двух столиц и Казани, пригласить в путешествие по Петербургу, Москве и Нижнему Новгороду", — заявил Корнеев. Он также обратил внимание на важность подготовки сферы гостеприимства к работе с туристами из стран, с которыми ранее не велась активная работа. На это направлена деятельность Международного центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства, созданного в Петербурге по инициативе президента.
Участники рынка признают, что в плане въездного туризма сейчас надежда только на представителей азиатских стран. По мнению директора туроператора "Невские сезоны", члена правления ассоциации "Лига туроператоров Санкт–Петербурга" Кирилла Соколова, важны маркетинговые усилия. Существует несколько важнейших задач на ближайшую перспективу. В первую очередь бизнес ждёт внедрения электронных виз, поскольку видит интерес к Петербургу со стороны стран, для которых Россия пока является визовым направлением, например Малайзии. Второй момент — возможность совершать платежи в стране.
"Надеемся, что произойдёт открытие банковских карт “Мир” для иностранцев на въезде в Россию. Простой вариант: человек пересекает границу, в аэропорту ему оформляют карту, неименную, чтобы он сразу поменял наличные деньги и внёс их на неё. К сожалению, такого решения пока нет", — указал Соколов в беседе с корреспондентом "ДП".
Фактором, тормозящим рост въездного потока, остаются дорогие авиаперелёты. Участники рынка ждут, что Росавиация поменяет свой подход и разрешит пересекать воздушную границу авиакомпаниям без ограничений.
"Когда мы говорим о туристах из Азии, то прежде всего подразумеваем Китай. Южная Корея и другие страны сейчас не рассматривают Россию как актуальное направление в основном из–за геополитического фона", — обращает внимание Виктория Берещьян, директор по продажам KravtGroup.
Недостаточную загрузку гостиниц эксперты связывают как со снижением числа иностранцев в городе, так и с бурным развитием номерного фонда и апарт–отелей. Виктория Берещьян подчёркивает, что переток спроса в апартаменты в Петербурге заметен. "С конца прошлого года мы отмечаем рост интереса корпоративных клиентов к размещению в апартаментах. В том числе тех, кто прежде располагался по корпоративным тарифам в классических гостиницах. Это касается объектов не только за городом, но и в центре. Тренд влияет и на уход части кадров в апарт–отели", — говорит эксперт.