Предприятия Ленинградской области продемонстрировали высокую устойчивость, следует из апрельского исследования НИУ "Высшая школа экономики".
В 2022 году российская экономика демонстрирует неожиданную для многих динамику — вопреки ожиданиям сильного спада под влиянием международных санкций, мы наблюдаем признаки серьёзной структурной перестройки, которая смягчает негативные последствия и способствует росту. Во второй половине 2022 года мы с коллегами провели опрос предприятий российской промышленности, чтобы оценить их адаптацию к санкционному шоку.
Прежде всего нужно отметить, что санкции привели к появлению не только проигравших, но и выигравших. На фоне России в целом у Ленобласти оказалось меньше проигравших и больше выигравших. Если говорить о конкретных цифрах, только около трети предприятий отметили однозначно негативное воздействие санкций на их деятельность, при этом в Ленобласти таких оказалось ещё меньше — 22%. 6% опрошенных в России промышленных предприятий отметили однозначно позитивное воздействие санкций, а в Ленобласти таких оказалось чуть больше — 8%. Ключевыми проблемами для компаний стали рост цен на сырьё, материалы и комплектующие на внутреннем рынке, затруднения с импортом необходимых товаров и услуг, а также проблемы с логистикой, импортом и обслуживанием оборудования. Среди плюсов от санкционного режима компании Ленобласти отмечали, что они увеличили долю присутствия на основных рынках (таких было 12%), а также нашли перспективные ниши для освоения нового ассортимента продукции (10%).
Рассматривая меры компаний по адаптации к новым условиям, можно отметить, что в целом по обрабатывающей промышленности на санкции 2022 года отреагировали более половины предприятий. Подчеркну, что руководители компаний отмечали не просто планируемые/реализуемые меры, а те, которые завершились практическим результатом. Существенная доля компаний (в том числе вынужденно) занималась перестройкой цепочек поставок. При этом мы видим, что предприятия редко готовы отказаться от импорта. Среди компаний Ленобласти 22% отметили, что им удалось найти новых российских поставщиков сырья и комплектующих, 28% — что нашли новых иностранных поставщиков. Это выше, чем показатели для России в среднем и, вероятно, объясняется тем, что до санкционного кризиса Ленобласть была интенсивнее встроена в цепочки создания стоимости с участием стран, которые теперь относятся к недружественным и бизнес с которыми стал практически невозможен.
Вместе с тем оптимизм на фоне полученных данных должен быть очень умеренным. Складывается впечатление, что в условиях сильнейшего шока предприятия занялись прежде всего теми действиями, которые были им под силу. Это означает, что в долгосрочной перспективе для предприятий увеличивается острота проблем, связанных, например, с критическим импортозамещением, поиском замены товаров и услуг на тех рынках, где выбор поставщиков ограничен и определяется преимущественно компаниями из недружественных стран.
Автор — Анна Федюнина, заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ