Туризм как точка роста экономики Ленинградской области

Автор фото: Ермохин Сергей
За последние годы мы видим в Ленинградской области увеличение числа туристов, в основном из Санкт-Петербурга и Москвы. 6 млн человек посетили Ленобласть в 2022 году! Эти гости, которые ранее ездили отдыхать за рубеж, в частности в соседние страны — Финляндию и Эстонию, привыкли к определённому уровню комфорта. Однако на данный момент существующее предложение по местам размещения в регионе часто не соответствует ожиданиям туристов.
По численности размещённых лиц Ленинград­ская область опережает РФ в 10 раз за период 2017-2022 годов (для сравнения: в Санкт-Петербурге прирост составляет 42%, в Карелии — 44%).
Правительство Ленинградской области уже реализует проекты по развитию туризма в регионе, чтобы предложить объекты показа для наших гостей. Это, к примеру, такие проекты, как "Тропа47", реновация Выборгского замка, национальные и межрегиональные маршруты "Серебряное ожерелье", ­"Государева дорога" и другие.
Активно привлекаются инвестиции в отрасль. Так, на сопровождении в Агентстве экономического развития Лен­области 14 активных проектов с объёмом инвестиций 16 млрд рублей. В результате их реализации будет создан номерной фонд из 2331 номера (43 455 м2).
В прошлом году запустили программу проектов по развитию туризма, в рамках которой определили стратегию развития туристской инфраструктуры.
По нашим оценкам, дополнительный гарантированный спрос составляет 2500 номеров. В рамках стратегии мы определили точки роста для размещения новых объектов. Далее определим земельные участки, поможем с подключением к сетям и т. д. Проекты получат полное сопровождение через систему поддержки "Зелёный коридор для инвестора".
Это пример проактивного подхода а­дминистрации региона, которая реагирует на рыночный спрос. Реализаци­я программы позволила определить точки роста, чтобы создать условия для их развития и роста туристическо­й отрасли. Мы в агентстве подбираем земельные участки для создания новой туристской инфраструктуры, которая гарантированно будет обеспечена спросо­м.
Автор — Анастасия Михальченко, директор ГКУ "АЭРЛО"
Антон Басин, президент Ассоциации загородных отелей, разработчик Инвестиционной стратегии развития туристской инфраструктуры:
Инвестиционная стратегия развития туристской инфраструктуры в Ленинградской области, несмотря на название, документ не декларативный, а вполне практический. В целом в России существует проблема как количества, так и качества объектов размещения. Речь не о недостатке гостиниц высокого класса, а о том, что внутри каждой "звёзд­ной" категории не хватает качественного номерного фонда, который действительно соответствует данному уровню сервиса и имеет неустаревшую материально-техническую базу. В Ленинградской области ситуация с локациями в целом лучше, чем в других регионах, — много объектов у воды и в привлекательных с точки зрения природы и истории мест. При создании Инвестиционной стратегии мы выбрали основные точки роста, исходя из транспортной доступности, рекреационной привлекательности, наличия других изюминок места, ради которых едут туристы. Мы составили техническое задание в соответствии с категорией туристов и форматом отелей. Сейчас ведётся создание инвестиционных лотов — участ­ков с предварительными концепциями, которые максимально соответствуют балансу спроса и предложения. Их можно предлагать инвесторам в режиме одного окна. Фактически мы прошли за инвестора первый, самый сложный и чреватый ошибками исследовательский этап вхождения в бизнес.