XXVI Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), подтвердивший статус главного делового события страны, принёс много важных новостей для регионов Северо-Запада — самых близких к Северной столице. Ключевые итоги и самые яркие события — в материале "ДП".
Газопровод в Мурманск
Если не считать многочисленных и многомиллиардных соглашений, заключённых в рамках и на полях ПМЭФ-23 властями Петербурга и соседней Ленинградской области, важнейших договорённостей на форуме достигла Мурманская область.
Регион, в котором трубопроводного газа нет вообще, будет газифицирован. Подписанное соглашение с председателем ПАО "Газпром" Алексеем Миллером, подтверждающее планы по газификации Мурманска, губернатор региона Андрей Чибис назвал "действительно историческим событием для всей Мурманской области".
От газификации Мурманской области выиграет и Карелия: газ придёт на север республики по магистральному газопроводу, который проложат от Волхова к Мурманску через Сегежу и Костомукшу.
Зависит от этого газопровода и реализация проекта "Мурманский СПГ" — завода по сжижению природного газа "из трубы", который собирается строить в Мурманске компания "Новатэк". На ПМЭФ она представила уникальный стенд — копию в масштабе 1:18 своего Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке.
Морской мост в Калининград
Калининградская область на ПМЭФ подписала договор с "Газпромом" об использовании в регионе природного газа в качестве моторного топлива. К этой работе подключат автохолдинг "Автотор", специалисты которого отрабатывают новые технологии, связанные с газомоторным транспортом. Речь идёт об использовании так называемых "последовательных гибридов": это тяговый электрический двигатель, у которого есть батарея, но одновременно есть и газовый генератор, который тоже имеет свой газовый бак.
Губернатор региона Антон Алиханов поднял на ПМЭФ и важнейший для региона вопрос транспортной безопасности. На сессии, посвящённой развитию новых морских транспортных коридоров, глава российского эксклава заявил, что региону не хватает паромов, притом что морским путём сейчас перевозится 40% всего грузооборота Калининградской области.
Алиханов напомнил, что калининградские власти поднимали вопрос о наращивании морских перевозочных мощностей ещё 5 лет назад, когда для новых железнодорожных паромов не было достаточной грузовой базы.
“
"Но здесь, в регионе, мы хорошо ощущали возможные риски, видели странные тенденции со стороны наших соседей, постоянное понижение уровня контактов с ними. Если бы не новые паромы и более 15 различных грузовых судов, которые встали на морские маршруты с "большой" Россией в прошлом году, Калининградской области было бы неимоверно тяжело говорить о развитии", — отметил Алиханов.
Он напомнил, что начало 2022 года регион встречал всего с двумя паромами на линии между Балтийском и Усть-Лугой, а сейчас Ленобласть, Петербург и Калининград связывает уже 21 судно.
Флот для Арктики
На той же сессии губернатор Архангельской области Александр Цыбульский говорил о текущем состоянии Арктического флота.
В регионе эксплуатируется порядка 600 морских судов и судов смешанного плавания, но средний возраст их достиг 27-28 лет.
"Он, может быть, и не очень старый, но надо понимать, что суда, которые ходят в арктические воды, эксплуатируются в суровых условиях и срок службы их короче", — подчеркнул Цыбульский.
Архангельский губернатор подчеркнул важность своевременного судоремонта для Арктического флота с учётом поставленных задач по увеличению грузооборота по Северному морскому пути. Сейчас потребности в судоремонте, по его словам, в 2 раза превышают имеющиеся мощности всего Северо-Западного округа, а очередь на плановый ремонт расписана до 2025 года.
Архангельские власти привезли на форум проект строительства высокотехнологичного профильного предприятия и предлагали его инвесторам.
Кампусы мирового уровня
На ПМЭФ-23 в Петербурге были подписаны соглашения о создании в стране пяти студенческих кампусов мирового уровня, в том числе в Архангельске.
Наукоград "Арктическая звезда" собираются построить на огромной территории (128 тыс. м2) на берегу Северной Двины , где сейчас находится пустырь.
Идеологом проекта выступает Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, но кампус предполагается сделать межвузовским — он также будет предназначен для студентов Северного государственного медицинского университета (СГМУ). Проект студенческого городка разработали в конце прошлого года. Соглашение о финансировании проекта архангельские власти подписали на полях ПМЭФ с корпорацией ВЭБ.РФ. Стоимость строительства кампуса оценивается в 30,6 млрд рублей.
Проект нового студенческого кампуса представила на своём стенде и Новгородская область. В Великом Новгороде студенческий городок планируется построить недалеко от главного корпуса Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Кампус будет состоять из шести зданий, в том числе трёх 14-этажных и двух 12-этажных.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин рассказал, что концепцию кампуса позаимствовали в Татарстане: помещения на верхних этажах — фактически отдельные квартиры — будут предоставлять отличникам, в то время как в комнатах на нижних этажах, как и в обычных общежитиях, будет проживать "помногу людей".
“
"То есть на каком этаже живёт студент, зависит от его успеваемости", — пояснил Никитин.
Новгородская область на стенде региона показала "большую стройку", представив три важных объекта — университетский кампус, Новгородскую техническую школу и здание драмтеатра, который сейчас закрыт на реконструкцию. Представил регион и свою инновационную долину "Интеллектуальная электроника — Валдай", которая на ПМЭФ договорилась сотрудничать с аэрокосмической долиной из Рязани.
От рязанской долины по "Экспофоруму" катался симпатичный робот, новгородцы же в этот раз приехали без инноваций.
Климатический щит
Вологодская область на ПМЭФ заключила соглашение о климатическом проекте, реализовать который взялось крупнейшее предприятие региона — ПАО "Северсталь". Проект нацелен на сокращение выброса парниковых газов к 2050-2060 годам на 40-60% за счёт обводнения торфяников, которых в регионе больше 1 млн гектаров.
Технологии и стратегия декарбонизации вологодских торфяных болот сейчас разрабатываются. Власти региона ожидают в регионе снижения числа торфяных пожаров. "Уверен, проект станет мощным климатическим щитом нашего региона", — заявил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Всего на нынешнем форуме Вологодчина заключила соглашения на 31,6 млрд рублей и тем самым, как сказал Кувшинников, "завершила инвестиционную паузу".
К слову, аналогичный проект по декарбонизации, пока пилотный, будет реализован и в Ленинградской области. Обводнением ранее осушенных торфяников займётся "Русал" при поддержке Газпромбанка.
Беспилотная логистика
В Ненецком автономном округе (НАО) холдинг Т1, создающий программное обеспечение для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), организует логистическую компанию, использующую беспилотники, — первую в Арктике.
Компания уже начала тестировать в округе БПЛА-грузоперевозчики, поставив целью наладить доставку грузов в труднодоступные районы НАО не более чем за 5 часов.
На территории округа намерены создать центр компетенций по беспилотным технологиям для последующего тиражирования в других регионах Арктики, а также обучать операторов беспилотников и технических специалистов по обслуживанию БПЛА.
Стать центром развития беспилотной авиации на Северо-Западе намеревается и Новгородская область: она уже подала заявку для включения в национальный проект по развитию БПЛА, чтобы создать в регионе научно-производственный центр по управлению беспилотниками.
Вездеход и бриллианты
Впервые с 2019 года представила собственный стенд на ПМЭФ Псковская область.
Его главным экспонатом стал плавающий вездеход "Тактик", который производит в Пскове местная компания "Азимут". Новинку опробовал актёр Гоша Куценко.
А ещё Псковская область привезла на форум бриллианты — искусственные алмазы, которые "выращивает" в особой экономической зоне "Моглино" компания "Синтез Технолоджи".