На Лиговском проспекте проходит выставка номинантов Премии Сергея Курёхина. 16 июня известному музыканту исполнилось бы 69 лет. Визуальное искусство, фото– и видеодокументацию, живопись, паблик–арт и сайнс–арт можно увидеть до конца июня, а саму премию вручат 21 октября.
Пока в здании на Васильевском острове (бывший кинотеатр "Прибой" на Среднем проспекте), которое принадлежит Центру Сергея Курёхина, заканчивается реконструкция, мероприятия проходят в помещениях центра на Лиговском проспекте, 73. На входе оборудована экспозиция фотографий Сергея, его друзей и коллег. Эти материалы недавно были найдены в архивах фотографа и ранее не выставлялись. Снимки авторства Наташи Халл как–то по–особенному раскрывают безумный мир Сергея Курёхина.
В коридорах расположены экспонаты Музея Курёхина: костюмы Андрея Бартенева ("кактусы"–крокодилы), афиши концертов Сергея, а также фрески стрит–арт–художника Стаса Багса, созданные в рамках фестиваля "Арт–стена".
Стоит отдать должное команде центра за то, что спустя 27 лет со дня смерти известного музыканта мы всё ещё можем соприкасаться с его совершенно неординарным творчеством. Курёхин остаётся одним из самых узнаваемых символов Петербурга. Горел ярко, но сгорел быстро.
Музыкант умер от болезни сердца в 42 года, но успел оставить значительное наследие — музыкальное, визуальное, идейное. Играл в нескольких рок–группах Ленинграда, включая "Аквариум", создал свой уникальный музыкальный перформанс–проект "Популярная механика", писал музыку, издавал книги и даже снимал кино.
Центр современного искусства им. Сергея Курёхина появился в 2004 году и все эти годы продолжает транслировать живую энергетику его экспериментов — смесь Моцарта с Майклом Джексоном, как говорил сам Курёхин.
Неоднородные ландшафты
Премия Сергея Курёхина ежегодно вручается художникам, музыкантам, писателям, журналистам и кураторам, которые развивают принципы "Поп–механики", а именно ищут новые идеи и формы взаимодействия в искусстве. Основная составляющая выставки — оригинальные произведения, вошедшие в лонг–лист в номинациях "Лучшее произведение визуального искусства", "Лучший медиаобъект", "Лучший Science Art проект", а также проекты в номинациях "Искусство в общественном пространстве", "Лучший кураторский проект", "Лучший текст о современном искусстве", "Искусство в общественном пространстве" и "Скиф". Центр Курёхина получил в этом году около 1 тыс. заявок и выбрал из них более шестидесяти, которые представлены сейчас на выставке.
При входе внимание сразу приковывают два объекта — аппетитный на вид "муравейник" ARBOR Марии Купцовой и работы из серии "Оболочки внутреннего ландшафта" Дмитрия Каварги. ARBOR сделан из древесной стружки и агар–агара на 3D–принтере. Работа представлена в номинации "Лучший Science Art проект" и по сути является живым объектом. Автор предлагает метод по считыванию интеллекта органической структуры живого дерева и с помощью алгоритмов машинного обучения переводит свойства древесины в цифровую форму. Получается гибридный материал, который содержит биологический интеллект в цифровой структуре. У Каварги скорее про синтез природы и цивилизации. Картина и арт–объект в виде колбы с изображениями, которыми представлен автор (вся серия могла бы занять несколько залов), показывают всю сложность этого взаимодействия. Бесконечные детали, руины лесов и зданий, микроскопические фигуры людей — во всём этом можно потеряться, и всё это оставляет клубок сложных эмоций, в которых хочется разобраться.
За стеной более спокойные, позитивные работы Владимира Загорова. Серия на крафт–бумаге "Путешествие вдоль берега" сделана во время поездки по пустыне Казахстана с другом–геологом. В короткие промежутки остановок Загоров разворачивал очередной рулон и делал зарисовки. Местами в краске можно даже увидеть вкрапления грунта. Картины сопровождаются фотографиями, что позволяет создать более полное впечатление об этой творческой экспедиции.
Далее перемещаемся в зал с "Лёгкими" Стаса Казимова — большеформатной печатной графики на ткани (линогравюра, монотипия, шелкография, гуотаку и др.). Тяжесть чёрного на воздушной чистоте бязи. Свойства ткани в своей работе применяет и Валентина Андреева. Её "Ткань слуха" сделана из синтетических волокон, и работу нужно именно трогать руками. Прикосновение даёт характерный шелестящий звук. Это имитация восприятия звука слабослышащим человеком, метафора ограничений, искажений, недоговорённости.
В поисках взаимосвязей
Из зала с видеоработами можно не выходить часами. Нестор Энгельке представляет свой деревянный магазин Wood:Store, который на самом деле "открыт" на Сытном рынке Петербурга. В ассортименте раритетные и современные модели деревянной электроники "iтук": телевизоры, телефоны и смартфоны, лэптопы, бумбоксы, радио. Продукцию представляет сам автор проекта на фоне манекена с головой оленя. Сюрреализм и жёсткая ирония.
"Искупание красного коня" Катарины Кано также иронично. Конь хоть и красный, как у Петрова–Водкина, но уязвимый, с томными женскими глазками и огромной головой на тонких ножках. А "Шуба на кону" Юлдус Бахтиозиной уже не просто ирония, а настоящий гротеск. Традиционный русский фольклор синхронизирован с генеративной аудиовизуальной сценографией, современной хореографией и поэзией.
Интересные, глубокие работы представлены в номинации "Лучший Science Art проект". Дмитрий Булатов и Алексей Чебыкин исследовали участок леса, расположенный на 37–м км Куршской косы, где растут кривые сосны. Авторы сделали карту геомагнитной активности этой зоны, перевели результаты съёмки в трёхмерную карту и при помощи 3D–принтера сделали макет. Так появился проект "Танцующий лес".
Мария Мощенская и Вероника Призова (Plantoverse) предлагают рассмотреть эмоциональную связь между человеком и растениями и увидеть себя через микролинзу растительного организма. Полина Жадько представляет магнитно–левитируемый электродвигатель на солнечных батареях ("Лучший Science Art проект"). А группа авторов проекта HVAC (Катя Михатова, Дмитрий Роткин, Анна Шмыкова) развернули отдельную выставку–бродилку по закрытой АЭС.
Ну а в последнем зале обосновались прекрасные "Приливы" Евгении Тут. Лёгкие рондо из органического стекла свисают с потолка и мягко колышутся, когда проходишь мимо. Их поверхность исцарапана, исчерчена, видны какие–то наброски. Свет, звук и форма сливаются в одно невыносимо тонкое ощущение дежавю. "Идеальная поверхность не может остаться нетронутой и всегда подвергается воздействию, а потом несёт на себе следы этого опыта. Нет такого шрама, который не был бы болезненным и одновременно придающим индивидуальность", — сказала о своей работе Евгения.
За гранью номинаций
Особенность Премии Сергея Курёхина — в демократичности. Работы присылают как молодые, неизвестные художники, так и состоявшиеся мэтры. Существующие номинации охватывают практически все форматы. И жюри не скупится на специальные призы. Вручение премии состоится 21 октября на Новой сцене Александринки. Церемония уже зарекомендовала себя как одно из самых заметных культурных событий города. Но это далеко не единственный проект центра. Выставку номинантов в июле сменит "Прототип", за ним намечено проведение фестиваля "Видеоформа", ведутся переговоры по организации СКИФа.
Затянувшаяся пандемия — не все ковидные ограничения ещё сняты — несколько притормозила реализацию постоянных проектов курёхинского центра. Масштабные фестивали вроде СКИФа и "Электро–механики" пришлось отложить. Зато появилась идея онлайн–мероприятий, и осенью прошлого года состоялась первая "Цифровая механика", которую команда организовала в гибридном формате, построив на платформе VRChat свой Цифровой центр. В этом году планируется повторное проведение фестиваля; поучаствовать можно будет онлайн и вживую.