ПМЭФ против Давоса, сомнения НАТО и цена наступления: Запад подбирает слова

Автор фото: "ДП"

ПМЭФ и поле боя — две темы со слишком большим соблазном уйти в параллельную реальность. Иностранные комментаторы частично справились с этим искушением, и порой трактовки откровенно удивляют: ты ли это пишешь, WSJ? Осталось разобраться, какая из реальностей тут является параллельной.

ПМЭФ: кто увяз в матрице?

Санкции понизили статус зарубежных гостей на ПМЭФ, а сам форум стал всемирной демонстрацией изоляции России, пишет Bloomberg. Зарубежные аналитики указывают: если раньше на форум приезжали президент Франции и канцлер Германии, то сейчас самое высокое лицо — глава МИД Венгрии. Наибольшее же присутствие обеспечивают представители Ближнего Востока.
Немецкая Handelsblatt также говорит о том, что глобальное значение ПМЭФ — в прошлом, и даже называет его не Петербургским международным экономическим форумом, а "деловой встречей".
На форум прибыли более 17 тыс. человек из 130 государств. Изменения в составе участников очевидны, констатирует заведующая кафедрой социальных технологий РАНХиГС Санкт-Петербург доктор политических наук Инна Ветренко. Впрочем, первых лиц Европы не было и на ПМЭФ-2022, что не сказалось на его уровне, работе и числе договоров и тех инвестиций, которые он принёс.
"Форум сегодняшнего дня — эти 130 стран — демонстрирует иной вектор развития России, — отмечает профессор Ветренко. — Два года существования этого вектора показывают нам его устойчивость и позволяют нашей экономике в условиях СВО, когда против России объединились страны НАТО, удерживать свою экономику на должном уровне развития".
Bloomberg прав в отношении того, что ПМЭФ даёт представление о том, как Россия перестраивает свои экономические отношения под давлением санкций. Однако вряд ли стоит изумляться тому, что на форум не приехали президент Франции и канцлер ФРГ: никто не ждал их тут увидеть, вектор у России действительно выбран другой, это факт при любой трактовке и отношении.
В некотором роде сравнивать ПМЭФ-2023 с ПМЭФ прежних лет не так показательно, как сравнить его с прошедшим в январе Международным экономическим форумом в Давосе, на котором были представители 52 стран.
"Если сравнить повестку ПМЭФ-2023 и Давосского форума этого же года, то они разительно отличаются, — говорит Инна Ветренко. — Там фактически был плач о том, что система глобализма рушится и формируется многополярный мир. Повестка была настолько пессимистичной, что многие аналитики просто не выдерживали этого пессимизма и не понимали, зачем же собрался этот форум — чтобы хоронить будущее? У нас же форум проходит под эгидой суверенности, уже сформированной многополярности и различных векторов развития внутри неё".
Особого внимания заслуживает состав участников, который в западных СМИ используется для демонстрации всемирной изоляции России и описан так: "Съезжаются в основном чиновники низшего звена с Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии".
Из европейских — глава МИД Венгрии Петер Сийярто, с других континентов — премьер-министр Кубы, президент Алжира, представители высокого уровня и руководители стран ЕАЭС. При таком составе гостей лоск, как писал "ДП", с ПМЭФ сошёл. И появился вопрос: что даёт России сближение со странами Африки, Азии, Латинской Америки и Тихоокеанского региона?
Изначально ПМЭФ — со времени своего дебюта в 1997 году под эгидой Совета Федерации и Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ — задумывался как форум в рамках содружества, площадка для широкой дискуссии об экономических и геополитических аспектах развития СНГ, для обсуждения логистических вопросов и т.п.
С одной стороны, это полностью соответствует вектору, который взяли российские власти сейчас. С другой, говорит политолог, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург Ольга Дегтярёва, сейчас мы находимся в точке фундаментального полицентричного мира.
"Ключевыми акторами этого полицентричного мира должны стать мировые геоцивилизации, — говорит Дегтярёва. — Эти мировые геоцивилизации — как раз те страны, чьи представители посетили сейчас ПМЭФ. Центром тяготения в экономическом плане для Ближнего Востока являются ОАЭ, именно они в свою орбиту притягивают остальные страны региона. И заполучить такого партнёра, стратегически важного, крайне значимо.
С ним есть что обсудить: создание предсказуемых правил игры в области обеспечения безопасности с правовой точки зрения, защиту инвестиций, экономическую открытость. Плюс ко всему ОАЭ — это выход не только на рынки Ближнего Востока. Это хаб для бизнеса и торговли, который очень хотели заполучить наши власти и бизнесмены. И пример успешного использования ресурсов в долгосрочной перспективе".
Сейчас действуют иные правила игры, которые кристаллизуются на наших глазах, говорит политолог. Россия пытается занять место в определённой нише — и создать ту самую платформу для евразийского континентального партнёрства.

Контрнаступление не оправдывает инвестиции

Мысль о том, что Джо Байден организовал для Америки бесконечную войну, в которой умирают другие народы, США продают им всё от касок до самолётов, а по счетам платят кредиторы ФРС, развивает American Conservative. Когда Байдена в частном порядке спросили, сколько украинцев должно умереть, он ответил, что "потенциально они могут умереть все", рассказывает АС.
Потери в рядах ВСУ тоже заставили НАТО задуматься о перспективе: бывший генсек альянса Расмуссен намекнул, что можно и отправить на Украину войска. Он назвал это "некоторые страны могут начать действовать самостоятельно".
Хорватский портал Advance подозревает, что если идее Расмуссена будет дан зелёный свет, то пушечным мясом, дефицит которого уже возникает, станут поляки. А далее на убой будут отправлять людей из стран альянса небольшого размера и значимости, дают прогноз аналитики.
В Польше из-за развития событий выразил обеспокоенность бывший главнокомандующий сухопутными войсками страны генерал Вальдемар Скшипчак. Если так пойдёт дальше, русские укрепят оборону и не оставят ВСУ шанса на прорыв.
"За 2 дня боя они продвинулись на 1300 метров и радуются. Что это за контрнаступление? Это топтание на месте. Они даже не преодолели российские позиции. Их глубина — от 2 до 3 км", — заявил Скшипчак.
Wall Street Journal констатирует: в Украину вложены миллиарды долларов, союзники обучили десятки тысяч бойцов ВСУ. Теперь Киеву необходимо продемонстрировать инвесторам, что он может превратить эту помощь в успехи на поле боя, пишет газета.
Успеха нужно добиться до зимы, подтверждает Washington Post: положение осложняется "отсутствием западной авиации для прикрытия с воздуха и дальнобойной артиллерии, чтобы наносить удары глубже по контролируемым Россией территориям".
Британское издание Economist со ссылкой на источники в ВСУ сообщает: лобовые атаки на направлении Орехов-Токмак шли очень тяжело, но надежда для Киева есть: обе стороны пока не вывели свои главные силы и ВСУ ещё могут сменить стратегию.
Нейросеть, танк "Леопард"
Немецкие СМИ реагируют иначе. У одних, как Bild, стадия отрицания. Таблоид Bild сперва рапортовал об уничтожении русскими первого танка "Леопард", а потом сказал, что всё не так однозначно. Ведь даже на видео, где показана встреча дрона "Ланцер" с танком "Леопард", взрыва не видно, только дым; значит, танк ещё жив и может быть реанимирован, а вот русские "пришли в отчаяние".
Захваченный русскими Leopard 2A6 представляет собой один из самых боеспособных танков НАТО, пишет Milirary watch magazine. Такие поставляются Украине в очень ограниченном числе, туда шлют много куда более старых и менее боеспособных модификаций 2A4 и Leopard 1. Впрочем, трофейные танки будут для России бесполезны: она и без того умеет уничтожать эту технику.
Австрийский офицер-танкист в разговоре с Exxpress не согласился: он убеждён, что немецкие танки разберут на части, изучат и выставят на Красной площади для военного шоу. Впрочем, по логике правительства ФРГ, опасаться нечего. Глава МИД Германии Анналена Бербок настаивает, что "Леопарды" вовсе и не немецкие. Немецкие находятся в Германии, а на Украине они уже украинские.