Синдром профессионального выгорания может привести к таким тяжёлым психосоматическим состояниям, что в 2019 году эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) забили тревогу и включили профессиональный синдром эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней (МКБ 11).
Реакция на стресс
Как объяснил Дмитрий Долгушев, главный врач клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной, синдром эмоционального выгорания возникает в результате хронического стресса на рабочем месте, который по тем или иным причинам не может быть успешно преодолён. "Развивается эта проблема чаще у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, — поясняет Дмитрий Долгушев. — Причём от качества этой коммуникации обычно зависит результат деятельности — как материальный, так и моральный. Выгорание — это своеобразная ответная реакция на продолжительный стресс от межличностных коммуникаций. Опасно оно тем, что это конечный результат процесса “сгорания дотла”, то есть результат неуправляемого постоянного стресса".
По его словам, наиболее часто синдром выгорания развивается у представителей "помогающих" профессий, особенно у работающих в некоммерческом секторе: воспитателей и учителей, социальных работников, консультантов телефона доверия, а также медицинских сестёр и врачей. Так, по данным исследования, проведённого Фондом общественного мнения, 67% российских медицинских работников сталкиваются с высоким уровнем стресса на работе, что неизбежно приводит к развитию профессионального выгорания.
Однако, по мнению Ирины Кошкиной, врача–психиатра Lahta Clinic, профессиональное выгорание может затронуть любого человека из любой отрасли. "Действительно, к самым уязвимым с точки зрения профессионального выгорания профессиям относят те сферы, где сотрудники тесно контактируют с людьми. Но в не меньшей степени имеют значение такие особенности, как психотип человека, его индивидуальное отношение к работе и сама работа", — считает Ирина Кошкина.
Мария Данина, основательница онлайн–школы психологических профессий "Психодемия", убеждена, что обычно наиболее подвержены профессиональному выгоранию люди, которые отличаются стремлением к совершенству, высоким уровнем ответственности и вовлечённости в работу. "Они могут иметь сложности в установлении границ между работой и личной жизнью, часто работают сверхурочно и испытывают трудности в отказе от дополнительных задач", — поясняет Мария Данина.
Кроме того, по мнению Георгия Меньшикова, психиатра сети клиник "Скандинавия", риск выгорания повышается у людей с низкой самооценкой и уверенностью в своих способностях, поскольку они испытывают более высокий уровень стресса и тревоги на работе.
"Выгорание зависит от множества факторов, включая индивидуальные особенности, условия работы и поддержку со стороны коллег и организации, — считает Георгий Меньшиков. — Например, быстрому выгоранию медицинских работников, включая врачей, медсестёр и других медицинских специалистов, способствуют интенсивный рабочий график, эмоциональная нагрузка и высокие требования к точности. А источниками стресса и выгорания работников в сфере клиентского обслуживания, таких как кассиры, операторы call–центров и официанты, являются постоянный контакт с разными людьми, повышенные требования к сервису и часто повторяющиеся рутинные задачи.
Печальные последствия
Как рассказали эксперты, синдром профессионального выгорания обычно проходит через несколько стадий развития. На начальном этапе, или стадии "медового месяца", человек полностью погружён в работу, с энтузиазмом берётся за новые проекты. При этом отдых, развлечения и общение с близкими перестают его интересовать. Далее наступает фаза стагнации. "В этой фазе появляются первые признаки усталости и некоторое уменьшение вовлечённости. Рутина и монотонность могут начать влиять на эмоциональное состояние", — рассказывает Георгий Меньшиков.
Если удаётся заметить эти две первые фазы, то профессионального выгорания можно избежать. "Важно вовремя отследить стадию одержимости и не дать сотруднику погрузиться в работу с головой. А на стадии усталости нельзя увеличивать объёмы работы. Если позволить человеку сделать перерыв, то, возможно, он сможет решить свой внутренний конфликт и вернуться к работе с новыми силами", — считает Ирина Старжинская, соучредитель HR–агентства SOFI Consult.
Если же человек продолжает работать в прежнем изматывающем режиме, то наступает фаза хронизации. "В такой фазе человек может адаптироваться к своему состоянию и работать на износ, ощущать постоянную нехватку времени, находиться в депрессии, но всё равно, преодолевая себя, будет продолжать трудиться, — рассказывает Ирина Кошкина. — По мере развития депрессивного расстройства и полного истощения могут добавиться соматические проблемы — синдром раздражённого кишечника или, например, снижение иммунитета и подверженность инфекционным заболеваниям".
После этого наступает фаза истинного эмоционального выгорания, когда уже имеются неидеальный психический статус и хронические соматические заболевания. "Это в итоге может привести к острым опасным состояниям для жизни сотрудника — как к соматическому в виде гипертонического криза, например, так и к психическому, которое выражается в суицидальном поведении", — предупреждает Ирина Кошкина.
Вовремя заметить
По данным рекрутингового агентства Hays, 79% россиян испытывали синдром профессионального выгорания. "Проблема профессионального выгорания актуальна в России, поскольку утеряна культура труда, — считает Ирина Старжинская. — Многим работодателям присущи установки “из наёмных работников нужно выжимать все соки” и “для результата работать нужно на износ”".
Однако подобная политика приносит негативные плоды и самим работодателям. По словам Дмитрия Долгушева, исследования показывают, что профилактика и решение вопроса профессионального выгорания повышают производительность труда, положительно влияют на прибыль организации, в 2 раза повышают вовлечённость сотрудников, уменьшают текучесть кадров и позволяют привлекать и удерживать талантливых работников.
Заметить признаки выгорания как у себя, так и у своих близких или коллег несложно. По словам Дмитрия Долгушева, симптомами выгорания являются постоянное чувство озабоченности по поводу работы, чувство усталости и пустоты, раздражение, направленное на коллег или клиентов, отношение к работе как к тяжёлой необходимости, а не к тому, что может приносить удовлетворение.
"“Выгорающие” на работе сотрудники часто возвращаются в круг семьи раздражительными, эмоционально истощёнными, поглощены рабочими проблемами, от которых они не могут освободиться, — рассказывает Дмитрий Долгушев. — При этом появляются негативные установки по отношению к клиентам, работе, организации или к себе. Возникает отчуждение, снижаются лояльность и привлекательность работы. Модели поведения становятся неконструктивными и неэффективными, формируется напряжённость вокруг сотрудника, ухудшается психологический климат в коллективе или организации".
По словам Георгия Меньшикова, крупные коммерческие организации в России всё чаще обращают внимание на эту проблему и принимают различные меры для предотвращения профессионального выгорания. Создание поддерживающей и эмоционально безопасной рабочей среды, обучение по управлению стрессом, регулярный мониторинг благополучия сотрудников и предоставление психологической поддержки становятся всё более приоритетными в таких организациях.