"Зенит" за четыре тура до окончания чемпионата РПЛ гарантировал себе очередное золото. Это позволило клубу нашить на форму игроков вторую "звёздочку" — она добавляется за пять побед в первенстве страны.
Безусловный лидер по числу нашивок пока "Спартак" — на его счету уже четыре "звёздочки". Но главный спонсор "Зенита" — "Газпром" — в долгосрочной перспективе ставит задачу догнать непримиримых соперников или хотя бы максимально приблизиться к ним. И ради этой цели, похоже, не собирается экономить деньги.
Именно поэтому последние титулы сине–бело–голубых в массовом сознании российских болельщиков воспринимаются сложно. Список претензий всегда плюс–минус одинаковый: самый богатый, самый звёздный состав, слишком большие возможности на фоне ослабевающей лиги.
Естественно, такая аргументация обесценивает тренерские способности главного тренера Семака. Его победы воспринимаются как должное: "Да с таким составом кто угодно бы побеждал!" И так далее.
Впрочем, бюджетный аргумент разбивается очень легко. После трансферов суперзвёздных Халка и Витселя в середине 2010–х сине–бело–голубые должны были разрывать чемпионат России в клочья. Но команда выиграла за 4 года только один титул, а итальянский наставник Лучано Спаллетти не справился с бунтом россиян в раздевалке. Не привёл к успеху и десант из аргентинских игроков на 71,5 млн евро (по данным авторитетного transfermarkt).
То есть если бы всё определяли только гигантский бюджет и звёзды, у "Зенита" не возникало бы таких проблем и в досемаковскую эпоху.
Но и однозначно назвать успешной работу Семака язык не повернётся. Хотя бы потому, что под его руководством петербургская команда ни разу не пробивалась в весеннюю часть Лиги чемпионов, пока представители России там выступали — до весны 2022 года.
Да и с другими трофеями внутри страны не всё благополучно. Выступление в нынешнем Кубке России — провал. Команда Семака не смогла напрямую пробиться в зону плей–офф, заняв третье место в группе, а потом в "пути регионов" уступила московскому "Динамо".
Но в чемпионате, где всё зависит от легионеров (обычно на матч выходит максимально возможное количество иностранцев — восемь), "Зенит" выглядел непотопляемо, потерпев за 30 матчей всего два поражения — от "Ахмата" и ЦСКА. Естественно, удержание южноамериканских футболистов и есть первозадача для менеджмента клуба на лето.
Бразилия поможет?
Спрос на латиноамериканцев сине–бело–голубых в Европе существует, тем более что два игрока — Малком (несмотря на получение российского паспорта) и Ренан — даже привлекались этой весной в национальную сборную Бразилии. А это высший класс.
Но предложения, от которого нельзя отказаться, ни по одному из лидеров до сих пор не поступало. А продавать ради спортивного интереса "Зенит" никого не собирается — нехватка средств всё же ощущается.
Самим же легионерам отсутствие еврокубков компенсируется зарплатой, которой не способны их осчастливить ни в одной из топ–лиг Европы. Поэтому никаких распродаж нынешним летом "Зенит" устраивать не собирается. А возможный уход одного–двух лидеров на уровне команды катастрофически не отразится.
Да и замены им будут искать в Новом Свете — уже точно известно имя одного бразильца, который пополнит состав сине–бело–голубых в ближайшее время: полузащитник Ду Кейрос.
Более того — настойчиво ходят слухи, что "Газпром" готов вложиться в один из клубов Бразилии, чтобы сделать приток футболистов упорядоченным. По данным бразильского издания Globo, сине–бело–голубые близки к покупке "Лондрины" из второго дивизиона местного чемпионата — сумма сделки около 50 млн евро.
Если покупка состоится, у "Зенита" появится неофициальный фарм–клуб в "стране диких обезьян", готовящий кадры для российского чемпиона. Считается, что несколько удачных трансферов помогут отбить вложение в бразильскую команду. Ежегодный бюджет "Лондрины" составляет всего 12 млн евро (у "Зенита" в 20 раз больше), и такая сумма точно не станет проблемой для боссов сине–бело–голубых. Кстати, что касается денег, 2022 год вышел не самым удачным для "Зенита" в финансовом плане. Валовой убыток клуба, согласно отчёту, составил 1,06 млрд рублей, а чистый — 647,9 млн рублей (по сравнению с 2021 годом он увеличился на 61,4%). Основной статьёй расходов стала зарплата игроков, на выплаты улетело 8,01 млрд рублей. Это на 12,3% меньше, чем в 2021–м. Ещё 3,69 млрд рублей записаны как платежи "поставщикам" (подрядчикам) за сырьё, материалы, работы, услуги.
Ставка на бесплатные билеты продолжится
Впрочем, основных конкурентов тут "Зенит" переиграл. Убытки "Спартака" за прошлый год составили 1,8 млрд (двукратное увеличение за год), а ЦСКА — 1 млрд.
Итоги 2023 года, естественно, пока подводить рано, но исходя из первой части сезона вряд ли "Зениту" вновь стоит рассчитывать на доходность. Хотя петербуржцы и заработали в сумме в чемпионате РПЛ, Кубке России и Суперкубке 1,197 млрд рублей. Этот результат перекрыл только ЦСКА — счёт армейцев пополнился на 1,226 млрд рублей.Но на этот раз петербуржцы точно недосчитаются призовых от УЕФА за выступление в еврокубках. А в последние годы это стабильно приносило клубу от 35 до 40 млн евро за один розыгрыш.
Да, зимой удалось продать хорватского защитника Ловрена за 2 млн евро во французский "Лион", не потратив денег на приобретение новичков. Но один трансфер не сделает погоды. А самые высокооплачиваемые игроки — Малком (7 млн евро в год) и Клаудиньо (4 млн) продолжают играть за "Зенит".
Серьёзный удар по бюджету нанесён и после введения Fan ID. По оценкам петербургского клуба, до появления карты болельщика "Газпром Арену" посещали более 1 млн зрителей в год. Чтобы вернуться к таким показателям, необходимо, чтобы "фан–айди" оформили более миллиона петербуржцев (на данный момент 129 тыс. человек).
Да, "Зенит" по–прежнему первый в стране по посещаемости — в среднем на матчах нынешнего сезона присутствовали 30 693 человека. Но это всего лишь 50% от вместимости стадиона на Крестовском.
Не секрет к тому же, что почти на все матчи раздавались бесплатные билеты. Причём клуб собирается заниматься "благотворительностью" и дальше. Ведь полупустые трибуны негативно влияют на спонсоров.
А пока сине–бело–голубые рассчитывают на увеличение матчевых коммерческих доходов (продажа VIP–мест, атрибутики и кейтеринга). К примеру, на "чемпионской" игре в мае со "Спартаком" на этих разделах удалось заработать порядка 150 млн.
Но насколько такая стратегия окажется верной, покажет только время. Никто по такому пути в цивилизованном футбольном мире ещё не шёл.