Пришедшее в Петербург тепло на фоне резко подорожавших путешествий повысило спрос на товары для дачного отдыха, спорта и обустройства приусадебных участков.
Уже не первый год общая обстановка и проблемы с деньгами вынуждают людей выбирать собственную дачу в качестве основного варианта для летнего отдыха. По данным опроса ВЦИОМ, большинство россиян (51%) проведут свои отпуска дома или на дачном участке (29%). В качестве основной причины такого выбора называют финансовые трудности.
При этом планируемый бюджет на летний отдых у тех, кто всё же куда–нибудь поедет, в текущем году достиг максимума за весь период наблюдений — 53 923 рубля в расчёте на одного человека (рост на 20% год к году). Как рассказали "ДП" представители маркетплейсов, в этом году они вновь видят рост продаж товаров для летнего отдыха, связанный как с сезонностью, так и с тем, что летом многие покупатели останутся в Петербурге и области.
Что построишь…
Помимо чисто экономических причин работают и психологические факторы: в ситуации нестабильности люди предпочитают не выезжать за пределы своего региона, отмечает управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. Хотя спрос на внутренний туризм всё же растёт, но в приоритете скорее товары для дачного отдыха, походов, рыбалки и спорта на свежем воздухе.
“
"Этот тренд проявился ещё во время пандемии: петербуржцы в период локдаунов и удалёнки проводили на дачных участках больше времени, чем когда–либо. С 2020 года продажи дачных товаров растут — граждане предпочитают максимально комфортно обустраивать свою жизнь и отдых в тех условиях, которые имеются. В стране бум спроса на сельскую недвижимость и товары, которые связаны с жизнью в деревне (строительные материалы, предметы для отдыха, спорта, туризма, обустройства сада и огорода", — подчёркивает Самойленко.
С началом сезона отпусков россияне чаще ездят на дачу, а кто–то и вовсе полностью переезжает за город. При этом данные опроса "Авито Услуг" гласят, что 60% жителей Петербурга не любят работать в саду и огороде. Но 29% готовы помочь близким, если их попросят. Ещё 11% ответили, что не готовы заниматься садово–огородными работами ни при каких обстоятельствах.
Как рассказала "ДП" руководитель категории "Ремонт и строительство" на "Авито Услугах" Светлана Филимонова, дачники всё чаще обращаются за помощью к специалистам, которым можно перепоручить часть трудоёмких задач. В этом году спрос на такие услуги вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В число популярных запросов вошли монтаж и очистка водоёмов и фонтанов, дорожное строительство на территории загородного участка, земляные работы, а также уход за садом и огородом и установка заборов, ограждений, навесов для автомобилей. Мастера в свою очередь, видя спрос, реагируют увеличением активности, количество объявлений от них за год выросло на площадке на 25%.
Светлана Филимонова отмечает, что летом могут оказаться востребованными и услуги строителей загородных домов и бань.
В пресс–службе "СберМегаМаркета" сообщили, что к лету садовые постройки, мебель и уличное освещение стали покупать чаще. Средний чек на товары из категории "Обустройство для дачи и сада" составил 15 925 рублей.
Релакс с удочкой
Смена сезона всегда задаёт тренд на рост продаж определённых товаров, тогда как реализация других падает. Поэтому ретейлеры заранее готовятся к новому сезону, заполняя склады соответствующим ассортиментом.
В числе товаров, которые покупают в Петербурге в начале сезона отпусков, оказались палатки. На них на "Авито" пришлось 39% от общего спроса (+10% за последний год). Также традиционно популярны мангалы — 18% (+35% за год). Покупка палатки на "Авито" обойдётся в среднем в 9,9 тыс. рублей, а цены на мангалы стартуют от 1 тыс. рублей.
Ещё одна популярная категория товаров у петербуржцев этим летом — садовые инструменты и товары для участка. Например, спрос на шланги для полива огорода в июне вырос на 37%. Покупка на "Авито" обойдётся в среднем в 4,2 тыс. рублей. "В целом ситуация демонстрирует, что дачи и загородный отдых остаются популярным летним времяпрепровождением у жителей Северной столицы", — подтверждают в компании.
По данным аналитиков маркетплейса "СберМегаМаркет", товары для рыбалки покупать стали чаще в 4,3 раза, при этом средний чек вырос на 74% и составил 14,2 тыс. рублей. Наибольшую динамику спроса показала категория "Водный транспорт", в которую входят вёсла, лодки, моторы, оборудование и аксессуары к ним. Продажи этой группы товаров выросли в 9,7 раза, а показатель среднего чека — в 2,2 раза (22 824 рубля).
Активный отдых
В Ozon поделились, что самыми популярными в июне стали следующие категории товаров: аксессуары и принадлежности для рыбалки (средний чек снизился на 7% году к году — до 464 рублей), приманки и снасти рыболовные (рост среднего чека на 3% — до 451 рубля), фонари и аксессуары, ножи, лопаты, пилы туристские (средний чек снизился на 16%), аксессуары для лодок (средний чек +3% — до 1296 рублей).
"Тенденции связаны со значительным расширением ассортимента по разным ценовым категориям и профессиональным сегментам, а также с ростом числа продавцов. К тому же у многих покупателей при планировании отдыха фокус сместился на внутренний туризм и outdoor–активности. Продажи товаров в этой категории продолжают набирать оборот", — рассказали в компании.
В пресс–службе "Ашана" сообщили, что фиксируют аналогичный топ продаж в категории товаров для отдыха и спорта. Потребители по–прежнему предпочитают проводить свободное время на свежем воздухе, на даче. Наибольшим спросом пользуются товары для барбекю, садовая мебель, складные стулья для пикника, аксессуары для командных видов спорта (прежде всего разные мячи), бадминтонные ракетки, аксессуары для водного спорта (очки, шапочки), матрасы, коврики для фитнеса, бассейны и аксессуары к ним, уличные активности (воздушные змеи, фрисби, тарелки).
"Также стоит отметить, в текущем году клиенты “Ашан” стали ещё больше внимания уделять здоровому питанию: в лидеры по продажам также вошли спортивное питание / добавки — это батончики протеиновые, хлебцы", — сообщили там.