Согласно рейтингу Data Insight, маркетплейсы Ozon, Wildberries и "Яндекс.Маркет" по итогам 2022 года составили топ–3 крупнейших российских интернет–магазинов, существенно увеличив разрыв по объёму выручки от конкурентов.
По итогам прошлого года "Яндекс.Маркет" поднялся с 6–го на 3–е место в рейтинге. В топ–10 попали "Сбермаркет" и "ВкусВилл", но при этом оттуда выбыл AliExpress, который переместился с 7–й на 15–ю строчку. Также поменял свои позиции в рейтинге петербургский интернет–магазин "Петрович": с 9–го на 14–е место. Во многих отраслевых интернет–магазинах эксперты отмечают увеличение среднего чека и серьёзный рост числа заказов.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская замечает, что маркетплейсы весь прошлый год проводили маркетинговые акции (распродажи, дни марок и пр.), вкладывались в маркетинг и рекламу. Также у них существенно выросло количество селлеров, решивших продвигаться через маркетплейсы, а не с помощью собственного интернет–магазина. Также на маркетплейсы ушедшие иностранные игроки отдали свои товарные остатки, что тоже увеличило продажи.
"Маркетплейсы — основные консолидаторы рынка e–commerce в ближайшем будущем. Но темпы прироста будут постепенно замедляться, поскольку рынок онлайн–торговли переходит от стадии бурного роста к стадии зрелого рынка", — замечает эксперт.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал подчёркивает, что профильные компании, которые в одном сегменте предоставляют большой ассортимент товаров, постоянно его расширяют. Это вырабатывает у людей определённую привычку — какие–то товары можно покупать здесь, а за другими нужно идти на маркетплейс. То есть наличие универсальных маркетплейсов и профильных интернет–магазинов дополняет рынок — в этом случае они конкурируют и борются за трафик. Здесь всё зависит от цены, наличия товара, клиентской лояльности. Популярны интернет–магазины детских товаров, а также магазинов электроники и сегмент e–grocery.
Директор платформы для роста онлайн–продаж Tinkoff eCommerce Илья Кретов замечает, что рынок e–grocery вырос на 66% по итогам 2022 года, а количество онлайн–заказов увеличилось на 75% по сравнению с 2021–м и составило 402 млн.
"Будущее e–grocery видится оптимистичным. Сейчас этот сегмент занимает около 3% от всего ретейла, а значит, его потенциал роста намного выше других более развитых сфер e–commerce. Нам кажется, что мы привыкли к доставке еды домой, но настоящее будущее ещё впереди", — заключает эксперт.