Конструкторское бюро "Малахит" (входит в ОСК) разрабатывает проект погружного атомного энергомодуля (ПЭМ) номинальной мощностью 2х10 МВт.
ПЭМ сможет обеспечить энергией месторождения арктического шельфа со сложными ледовыми условиями, а также населённые пункты и гарнизоны в удалённых прибрежных районах Арктики.
Основные технические параметры этого проекта представлены в материалах "Малахита" на стенде ОСК в рамках XI Международного военно-морского салона (МВМС-2023) в Кронштадте, передаёт корреспондент "ДП".
Как следует из описания, проект имеет схожие черты с подлодкой: после буксировки к месту эксплуатации ПЭМ с помощью балласта сможет самостоятельно погрузиться под воду и далее на морское дно.
По оценке конструкторов, преимущество подводного энергоблока в том, что ему не требуется постоянный экипаж (кроме сервисного обслуживания и планово-предупредительных ремонтов). Энергомодуль будет обладать двумя корпусами и возможностью принять обитаемый подводный аппарат.
Проект разрабатывается в двух вариантах. Плавучий — то есть находящийся в толще воды с возможностью всплытия или, наоборот, погружения на донные опоры. Второй вариант — донный, то есть неподвижно стоящий на дне, что исключает возможное воздействие айсбергов. При этом такой энергомодуль также можно будет "поднять" с помощью восьми якорных линий.
На оба ПЭМа планируется установить две ядерные энергетические установки. Согласно техническим характеристикам, плавучий ПЭМ будет иметь длину 54 м, ширину 16,6 м, водоизмещение 3,56 тонн и сможет погружаться на глубину до 400 м.
Донный ПЭМ предполагает длину 82 м и ширину 8,6 м и такую же глубину погружения.
Ранее 22 июня петербургский завод "Армалит" на МВМС заключил контракт на поставку элементов управления судами с искусственным интеллектом для головного ледокола "Лидер" проекта 10510, который строится на СКК "Звезда".