Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Петербург (ВСМ) может получить продолжение до Минска. Такая идея время от времени обсуждается с 2019 года, и на этой неделе о ней заговорили вновь на уровне правительства. "ДП" узнал у экспертов, нужен ли подобный проект и в какой перспективе он может быть реализован.
Глава Минтранса РФ Виталий Савельев на сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России заявил, что железнодорожная высокоскоростная магистраль (ВСМ) из Москвы до Петербурга может быть продлена до Минска. Правда, никаких подробностей не назвал. Чиновник предложил "вместе осмыслить", сколько проект будет стоить и что он даст.
Из Минска в Москву за 3 часа
Сейчас самым скоростным видом железнодорожного транспорта между Москвой и Минском остаются "Ласточки". Их запуск в 2021 году позволил сократить время следования с 8–10 часов до менее чем 7. Поэтому на уровне концепции проект ВСМ имеет достаточно апологетов и в Белоруссии, и в России.
Создание современной транспортной инфраструктуры, в том числе высокоскоростной, прописали в качестве одного из приоритетов развития Союзного государства ещё в 2019 году. А в январе 2022 года президент Белоруссии Александр Лукашенко даже упомянул его в своём послании к согражданам.
"Из Минска в Москву можно будет доехать за 3–4 часа, когда мы закончим строительство и запустим суперскоростную железнодорожную магистраль", — пообещал тогда президент Белоруссии.
На фоне отказа финских властей от строительства высокоскоростной ветки от Хельсинки до российской границы идея протянуть ВСМ до Минска могла бы сохранить за проектом амбиции международного.
Инвестиция в будущее
"Россия — основной внешнеторговый партнёр Белоруссии. Доля белорусских товаров на торговых площадках России за 2022 год выросла вдвое — до 25%. При этом совокупная доля Москвы, Петербурга и Московской области в торговле с РБ составляет свыше 60%", — сообщила "ДП" доцент кафедры факультета безопасности и таможни РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат социологических наук Дарья Щербакова.
Высокоскоростная магистраль могла бы значительно ускорить взаимодействие бизнесменов двух стран, полагает эксперт.
Кроме того, строительство ВСМ — это ещё и новейшая инфраструктура, которая даст импульс к развитию другого направления деятельности РЖД – транзита данных. РЖД обеспечивает пропуск 20% данных между Европой и Китаем, отмечает Дарья Щербакова.
"По-хорошему, надо делать замкнутую сетку, как в Китае, условно говоря: Москва — Питер, Питер — Минск, Минск — Москва. Она захватит Псков, Новгород и в перспективе, если сильно надо будет, Прибалтику. Из Минска — в Смоленск и дальше Варшаву", — полагает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Белоруссия может стать "окном в Европу" для российского бизнеса, и ВСМ в данном случае это скорее инвестиция в будущее, соглашается Дарья Щербакова. Однако говорить об экономической выгоде и рентабельности ВСМ преждевременно, считают специалисты.
Дефицит пассажиров
Чтобы определить целесообразность того или иного транспортного проекта, используется транспортное моделирование, объясняет директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
"Если есть предпосылки, делается математическая модель, которая показывает параметры, которые может дать этот проект. Дальше считается стоимость, опексы и капексы (операционные и капитальные затраты — прим. "ДП") и прочее. Пока под проектом нет расчётов, сказать ничего невозможно", — говорит собеседник "ДП".
Если строительство ветки Петербург — Москва финансово обосновано пассажиропотоком, при условии сокращения "Сапсанов" и "Ласточек" на традиционном маршруте, то между Москвой и Минском такого пассажиропотока не будет ближайшие 5 лет, указывает Дарья Щербакова.
"Посмотрите на расписание, сколько сейчас ходит поездов и сколько летает самолётов до Минска, посмотрите на наличие мест на ближайшие рейсы и сделайте вывод, насколько вообще это направление востребовано. "Раскрутить" его, наверное, можно. Но насколько я знаю от коллег, на "Ласточках" в Минск такого ажиотажа, как на "Сапсанах" между Москвой и Петербургом, нет", — отмечает и Владимир Валдин.
Всё дело в цене
Если говорить о развитии транспортной системы вообще, то такие проекты нужны, уверен независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Однако строительство высокоскоростных магистралей упирается в их стоимость.
"Обычная двухпутка, по подсчётам РЖД, стоит 14–15 млн евро за км, без учёта сложных мостов и прочего, то высокоскоростная уже 27–31 млн евро. Нужны бесшовные рельсы, особое укрепление самого полотна. Мостовые переходы могут непредсказуемо увеличивать затраты", — отмечает эксперт. По его оценке, стоимость подобных объектов составляет не менее 1,5 трлн рублей.
По мнению Владимира Валдина, позволить себе такой однозначно дорогостоящий проект может только государство.
Тем временем сами власти пытаются найти частного инвестора, заключить концессионное соглашение. Но из частных операторов, которые понимают, как эксплуатировать подобные объекты, потенциальными партнёрами в этом проекте могли бы стать только компании из Китая, отмечает Дмитрий Адамидов.
"А китайцам Москва и Петербург не особенно интересны, по их меркам, это маленькие и далеко расположенные города. Поэтому надо делать самим", — поясняет аналитик.
К идее рассматривать Белоруссию с точки зрения полноценного финансового участия в проекте эксперты относятся скептически. В 2019 году госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота подчёркивал, что видит в основе бизнес-модели — внебюджетные средства.
Обозначили идею
В отсутствие хотя бы примерного описания проекта невозможно говорить даже о примерных сроках его реализации.
"Не думаю, что прямо сейчас в Минск начнут что-то срочно строить. Савельев просто обозначил идею, чтобы она у начальства в голове осела. Задача есть всё-таки дотянуть петербургскую историю", — говорит Дмитрий Адамидов. По его мнению, если проект подготовят хотя бы на уровне мастер-плана за полтора года, это будет очень быстро.
"Но я боюсь, что пока Минфин будет это дело тормозить. Всё-таки дефицит бюджета большой. И если ВСМ между Москвой и Петербургом запустят в 2027 году, как обещают, то это будет очень хорошо", — резюмировал аналитик.