Известные личности

На стенде МИЦ "Известия" на ПМЭФ в прямой эфир выходили ключевые спикеры форума. Самое важное и интересное – в материале "ДП".

Мы живём в турбулентном мире, поэтому приобрели некие "антитела", а именно способность найти правильное решение в поддержании людей, видеть ключевые отрасли экономики, которые нуждаются в государственной поддержке, и одновременно развивать собственные технологически новые компетенции. Вот меры реагирования Российской Федерации на вызовы, с которыми мы столкнулись. Дальше будут новые вызовы, на которые мы будем реагировать, но базово уже понимаем как: на конкретный вызов, конкретные ограничения, ещё какие–то шпильки будем реагировать по ходу. Мы научились работать в новых условиях. В мире в целом идёт структурная трансформация, и Россия первой на себе почувствовала изменения, когда старые глобальные мощные экономики уступают место новым развивающимся рынкам, странам с рыночной экономикой. Это сложный переход, сложная трансформация, поэтому лидеры, которые были раньше, пытаются всячески зацепиться за то, чтобы не дать дорогу другим. Мы видим и торговые ограничения, и в логистике, причём это связано не только с Россией, но и с другими странами, которые подпирают, выходят вперёд в лидеры мирового экономического развития. Мы нашли противоядие. Считаем, что в целом нам удалось справиться с беспрецедентным давлением на нашу страну. Не могу сказать, что у нас есть ответы на все вызовы: реагируем оперативно. Если говорить об уходе от валюты–гегемона, быстро это не произойдёт. К доллару привыкли, в нём котируются цены на большинство товаров, к долларовым индексам привязана стоимость бумаг во всём мире, но тенденция есть. Доллар потерял к себе доверие. Он стал дубиной, которой размахивают в отношении неугодных стран. Что это? Это резервная валюта? Она должна означать стабильность, отсутствие проблем в расчётах. А мы сталкиваемся с тем, что платежи даже не российских предпринимателей, а иностранных, которые не понравились США, замораживаются или проверяются под микроскопом. Пусть, конечно, проверяют, но тогда требования должны быть одинаковы ко всем. Другие страны начинают задумываться, мы видим, что всё больше расчётов ведётся в национальных валютах. В Китае уже 70%, в арабских странах тоже переходят на такие расчёты. Логика такая: хочешь быть уверенным, что деньги дойдут до конкретного получателя, осуществляй переводы в надёжных валютах. А их немало. Я уж не говорю про цифровые финансовые активы, с которыми всё больше и больше начинает работать мир. Отказ от доллара идёт, хотя и небыстро. Приватизация нужна, хотя это особое слово для нашего человека. Нужно снижать долю государства в экономике. За этим кроется микробизнес, а он чувствует конкуренцию государственных корпораций, предприятий, которые зачастую с использованием административных возможностей подавляют частный бизнес. Чем больше частного в экономике, тем лучше для неё. Последнее решение на нашей подкомиссии по иностранным инвестициям — о том, что если иностранцы уходят из крупных компаний, то с дисконтом. Наш инвестор покупает акции на интересных условиях и до 20% акций должен выпустить на рынок, чтобы стимулировать финансовый рынок за счёт новых возможностей для вложений.
Антон Силуанов
министр финансов РФ
Цифровой рубль воплощает все наши мечты и желания. На чём помешаны бюджетники? На целевом использовании, на прослеживаемости, на маркировке кодами бюджетной классификации. Наш бюджетный рубль соответствует этим критериям, признакам цифрового рубля. Поэтому, безусловно, мы будем принимать участие в эксперименте и в последующей реализации проекта. Цифровой рубль является одной из форм денег, она должна быть равноправна с другими формами расчётов — как в пользу государства, так и из государства. Сейчас идут поправки в закон, мы с Центробанком обсуждаем формы, механизмы нашего взаимодействия. Это потребует и перестройки работы казначейства, бюджетной системы. Это обособленный финансовый поток, потребуется открытие отдельного кошелька казначейства, чтобы зачисление цифрового рубля действительно правильно отражалось во всех информационных системах по управлению финансами. Мы в фарватере политики ЦБ. Думаю, на следующий год уже приступим к пилотированию проекта. Раньше доходы зачислялись на казначейский счёт по выписке ЦБ, теперь будет новый информационный поток, требуется очень важная провязка по всему бюджетному процессу, для всех бюджетов бюджетной системы. Мы вполне можем себе представить ситуацию, при которой любой гражданин или юридическое лицо может заплатить что–нибудь в бюджет цифровым рублём. Поэтому необходима модернизация, уточнение, изменение наших внутренних технологий — в этом основная задача. Если говорить о системе единого налогового счёта, то заранее прогнозировались очевидные плюсы — сокращение количества платежей в казначейской части. Налогоплательщикам доводились реквизиты счетов управлений казначейства в каждом регионе плюс коды бюджетной классификации с обязательным указанием их в платёжном документе. Количество входящих документов было значительным, и изначально мы шли на оптимизацию бизнес–процессов. Так и получилось. Число входящих платежей сократилось в 1,5–2 раза, а количество невыясненных платежей (если кто–то случайно ошибся в коде классификации или других реквизитах) вообще ушло. Налогоплательщик знает только один счёт. Вначале, конечно, все удивились, почему платят в Управление Федерального казначейства по Тульской области, а не на счета своего региона. Это наш центр специализации, туда в одну точку скапливаются все платежи. Во взаимодействии с налоговой количество информационных внутренних взаимодействий тоже сократилось. Но возникли интересные сложности: кассовые разрывы. Мы привыкли, что платежи поступают постепенно в течение месяца, а сейчас — только раз в конце месяца. Мы проанализировали это с Минфином России и предоставили из федерального бюджета 145 млрд рублей казначейских краткосрочных кредитов — на покрытие финансовых впадин, которые закрываются в конце месяца. 25 субъектов Федерации воспользовались такой возможностью.
Роман Артюхин
Руководитель Федерального Казначейства Рф
С начала второго полугодия прошлого года идёт рост экономики. Его источник — внутренний спрос: не только бюджетные расходы, но и растущее кредитование. Люди стали активно тратить. По объёму платных услуг населению мы уже превысили докризисный уровень, при этом розничная торговля ещё не восстановилась, а услуги ушли в плюс, в том числе за счёт развития внутреннего туризма. Активно растут инвестиции: если сравнивать I квартал этого года с I кварталом 2021–го, очень сильным по цифрам, видим плюс 15%. Импорт за апрель–май показывает хорошую динамику. Экономика на расширение спроса реагирует весьма и весьма адекватно — расширением предложения. Здесь наша задача — поддерживать инвестиционные процессы. Мы рассчитываем, что денежно–кредитная политика Банка России останется сбалансированной. Достаточно много внешних рисков — вторичных санкций, расширения санкций. Хотя их потенциал почти исчерпан: наши цены на экспорт конкурентоспособны, а торговые партнёры преследуют интересы своих стран. Сложно отказаться от потребления нашего импорта: топливно–энергетических ресурсов, металла, дерева и продуктов деревопереработки, продовольствия, удобрений. Бизнес проделал гигантскую работу по перенастраиванию всей логистики, выстраиванию цепочек платежей. Мы видим восстановление экспортно ориентированных отраслей. Не то чтобы всё уже сделано, по многим проектам мы только в начале пути. Есть и внутренние риски, но они всегда есть. Наши риски скорее долгосрочны и связаны с формированием экономики предложения, надо стимулировать инвестиции, а это непросто, особенно в автомобилестроении, самолётостроении, микроэлектронике, IT, туризме. Важно не пытаться задержать цены: если нарушить нормальный экономический механизм и ценообразование, посыплются и инвестиции. Надо дать время предпринимателям. Бизнес готов адаптироваться, но есть дефицит кадров, с этим придётся жить ближайшие годы, и нужны структурные изменения, внедрение инноваций. Но с точки зрения людей это хорошо, потому что зарплаты будут расти. Прогноз по курсу рубля на конец года нам всем бы хотелось знать. Курс должен быть плавающим, но важно не допускать спекуляций. Каких–то фундаментальных предпосылок к ослаблению рубля мы не видим. Экономика крепка, обмены крепки, экспорт начинает восстанавливаться, растёт грузопоток. Число экспортёров растёт, новые рынки занимаются. В рамках Евразийского союза работаем с Ираном. Наши экономики неплохо дополняют друг друга, у нас нормальное сообщение, понятные партнёры, плюс коллеги имеют большой опыт работы под санкциями. Есть о чём говорить с ОАЭ, Алжиром, Индонезией. Но важны не только соглашения о свободной торговле товарами, важно включать туда и услуги. Работаем глубоко и системно, обсуждаем поддержку наших инвестиций в инфраструктуры третьих стран. Мир изменился, активно осваивает новые варианты, и там тоже целый мир, большой и интересный.
Максим Решетников
Министр Экономического Развития Рф