ВДНХ 2.0

Регионы России усиливают представительство на ПМЭФ. Как количественно, так и качественно.

Петербургский международный экономический форум меняет фокусировку. Основная тенденция в павильоне бизнеса — меньше внешнего эффекта и больше внутренних пространств для переговоров. Лучший из стендов крупных компаний в этом году, пожалуй, "Новатэк" с копией завода СПГ в масштабе один к восьми.
На этом фоне буйным цветом распустились стенды региональные. Субъекты Федерации готовы тратить немалые деньги, чтобы представить себя на новой выставке достижений народного хозяйства. Стоимость участия, как правило, не разглашается, и лишь единицы проводят затраты по 44–ФЗ ("ДП" писал о них). Большинству помогают партнёры. В неофициальных разговорах удалось узнать, что стоимость аренды в самом дальнем и самом региональном павильоне на эти несколько дней — порядка 110 тыс. рублей за "квадрат". В более престижных — дороже. Цена же выставочных конструкций зависит исключительно от фантазии и кошелька.
Зато трансформация ПМЭФ предоставляет гигантский простор для регионального креатива. И это — совершенно без иронии. Отсутствие размаха, присущего промышленным гигантам, у областей и республик компенсируется буйством фантазии. Среди них, кстати, впервые представлены новые территории. И если у ДНР и ЛНР — только небольшие переговорные зоны, то у Запорожья — полноценный стенд.
Крупнейшей по площади и наполнению остаётся, разумеется, зона Петербурга. Здесь и лидер по интересу публики — новый китайский паркетник от Lada, который на форуме увидели впервые. И беспилотники от "Геоскан", и макеты танкеров и кронштадтского "Острова фортов". В целом очень по–петербургски: всего много, всё ценно и немного эклектично, как архитектура почти любой улицы в центре, если это не улица Зодчего Росси.
В противовес пространственному размаху Петербурга на куда менее богатых площадью региональных стендах встречаются настоящие произведения искусства. И это не фигура речи: композицию Московской области, которая из продукции местных предприятий сложила современную объёмную версию "Девочки с персиками" Серова, Третьяковская галерея (где хранится первоисточник) попросила для собственной выставки в качестве арт–объекта.
Любопытно, что в буйстве провинциальной художественной мысли можно даже проследить устойчивые тенденции. Господствующими стилями самопрезентации стали соцреализм и экологичность. А популярный в прежние годы пафос, связанный с поиском и утверждением своей особой роли в российской истории, кажется, наконец отходит на второй план.
Восхитившись, "Деловой Петербург" представляет топ–10 лучших региональных стендов ПМЭФ–2023 на стр. 14–15. Это действительно стоит видеть!