ВДНХ по-питерски: регионы приехали на ПМЭФ на других посмотреть и себя показать. Получилось не у всех, но мы покажем лучших в ТОП-10 стендов по версии "ДП".
1. Московская область
Площадь стенда: 150 м
2
Слоган: "Бизнес как искусство"
В центре экспозиции — гора хлама из пустых упаковок продукции предприятий Подмосковья. Но если взглянуть через специально сфокусированную рамку, предметы складываются в знакомый образ — шедевр Валентина Серова картину "Девочка с персиками". В инсталляции, собранной из образцов более чем 200 брендов, нашлось место упаковкам с напитками и сырами, бытовой химии, игрушкам, мебели и даже частям механизмов: лифтов и турбин. Картина выбрана не случайно — "Девочка с персиками" была написана в подмосковном Абрамцево. С первого дня ПМЭФ стенд Московской области вышел в лидеры по упоминаемости в материалах о форуме, а Третьяковская галерея, где хранится оригинал, изъявила желание выставить работу в зоне современного искусства музея.
2. Ленинградская область
Площадь стенда: 160 м
2
Слоган: "Тропа открывает путь"
Пожалуй, самая уютная лаундж–зона на стендах ПМЭФ. На огромном экране — виды Ленинградской области, по кругу — дощатая дорожка, в центре — столики в виде пней и войлочные пуфики в форме валунов с Карельского перешейка. А ещё живые сосны за углом, скамеечки и камин с настоящим огнём в центре стола в переговорной. Таким образом область представила на форуме проект создания экологических маршрутов "Тропа 47" и в целом впервые презентованную здесь же Стратегию развития туристской инфраструктуры. Получилось исключительно экологично и при этом концептуально.
3. Новгородская область
Площадь стенда: 117 м
2
Слоган: "Большая стройка"
Доминирующая часть стенда — мозаичное панно с изображением рабочего и инженера. С ним рифмуется "живая скульптура" в образе одного из персонажей мозаики, менявшихся в течение дня. Всё это должно символизировать научный и промышленный потенциал области и ключевые компетенции, в частности микроэлектронику. По признанию авторов, вдохновение они черпали не непосредственно в соцреализме, а в эстетике модной игры Atomic heart. Впрочем, сама архитектура стенда — арочные проёмы и витражи с рисунком местного текстильного промысла "крестецкая строчка" органично отсылают к истории.
4. Рязанская область
Площадь стенда: 86 м
2
Стенд расположился под кружевным навесом, который, по задумке, отражал лёгкость коммуникации с регионом. Авторы концепции отказались от большого количества экранов и цифровых технологий — лишь попадая во внутреннюю часть, гости могли заблудиться в танцующем лесу или попасть на фестиваль воздушных шаров "Небо России". Посетителей угощали берёзовым соком, медовыми леденцами и касимовским шоколадом ручной работы. Мастерица проводила для всех желающих краткий курс по плетению кружева. Венцом программы стенда в один из дней стал показ костюмов с михайловским кружевом и кадомским венизом.
5. Белгородская область
Площадь стенда: 100 м
2
На стенде воспроизведена настоящая меловая гора с характерной для неё растительностью. Живые цветы, травы и даже небольшие деревья (их здесь 60 видов) привезены из Белгородской области. В центре композиции — видеоэкран с рендерами центральных кварталов региональной столицы. По словам создателей, они стремились передать идентичность Белгородской области, а заодно представить два важных проекта: "Реновация центра Белгорода" и "Умное озеленение". К сожалению, догадаться о концепции можно, только изучив буклеты, а без них получился просто милый экологичный уголок, где ещё и местными фруктами угощают. Кстати, после форума 2 тыс. растений, составивших композицию, пообещали отправить обратно и использовать по прямому назначению — для того самого умного озеленения.
6. Нижегородская область
Площадь стенда: 168 м
2
В основе идеи стенда — аллюзия на уникальную археологическую находку — речное судно "Беляна", которое использовалось нижегородцами для сплава леса в XIX веке. Часть фасада была посвящена истории "Беляны" с фотографиями раскопок.
Стенд неслучайно располагался между экспозициями Москвы и Петербурга: на ПМЭФ–2022 три региона подписали соглашение о запуске туристического проекта "От рассвета до заката", который даёт возможность встретить белые ночи в Питере, рассвет в Москве и завершить путешествие в Нижнем Новгороде — "столице закатов". Прямо на стенде через онлайн–магазин посетители могли запланировать поездку по трём городам, а также приобрести произведения художественных промыслов Нижегородской области.
7. Тамбовская область
Площадь стенда: 86 м
2
"Сыграй как Рахманинов!" — с сиренью и яблоками встречали гостей на стенде Тамбовской области. Здесь каждый мог почувствовать себя немного композитором, пройдя по гигантским клавишам рояля на полу. Завершала композицию подвесная LED–конструкция в виде клавиш, на которых проплывали образы, связанные с Тамбовщиной. Например — тамбовский волк. Имя великого русского композитора Сергея Рахманинова также тесно связано с этим краем: здесь жили его предки, а он сам создал большую часть своего наследия.
8. Республика Дагестан
Площадь стенда: 130 м
2
Библиотека, журавли и гигантская книга — таким показал себя Дагестан. Один из крупнейших стендов на форуме был посвящён известному на весь мир дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, чьё столетие празднуется в этом году. Ещё одна гордость Дагестана — Каспийский прибрежный кластер в Дербентском районе, на территории которого планируется обустройство береговой полосы длиной 6 км, создание гостиниц и инфраструктуры.
9. Ростовская область
Площадь стенда: 87 м
2
Год педагога и наставника, а также соседство с экспозицией Минобрнауки вдохновили оформителей стенда на тему образования. Данные о регионе и его проектах оформлены с привязкой к различным школьным предметам. Так, эффективность инвестиций в Ростовскую область была выражена в математических формулах, а инфраструктура поддержки инвесторов представлена как химическая лаборатория. Большие настольные лампы, сфокусированные на зоне деловых переговоров, «подсвечивали» работу области с инвесторами.
10. Запорожская область
Площадь стенда: 86 м
2
Регион громко заявил о себе как о "новом Приазовье России" и зашёл с козырей. Гостей стенда угощали десятками килограммов мелитопольской черешни. На стенде красовались и другие местные символы: мёд, сыры и колосья пшеницы. Тут же потенциальный инвестор мог объять весь экономический потенциал области, который включает Запорожскую АЭС и завод "Турбокон". Ступить на берег Азовского моря мог каждый желающий в шлеме дополненной реальности.