По данным "РУССОФТ", совокупный оборот российских софтверных компаний по итогам 2022 года увеличился на 6,7%, до 1,661 трлн рублей. При этом зарубежные продажи резко сократились. В рублёвом выражении на 27%, до 544 млрд рублей, а в долларовом — на 21%, до $7,95 млрд.
В первую очередь это связано с сокращением экспорта в недружественные страны. Однако небольшой рост оборота всё–таки произошёл, и причиной тому стало увеличение продаж софтверных компаний на внутреннем рынке. Причём оно превысило падение экспорта. Общая выручка от работы в России поднялась на 37,1%, до 1,117 трлн рублей.
Заменить ушедших
Сервисные компании оказались наиболее пострадавшими от изменения ситуации в 2022 году. Их совокупная выручка снизилась на 6%, а экспортные доходы упали на 32% в рублёвом выражении. В то же время у продуктовых компаний, основной доход которых идёт от продажи готовых решений, показатели намного лучше: хотя их экспорт сократился на 29%, совокупный оборот не упал, а вырос на 16%. Даже выручка центров разработки зарубежных компаний сократилась не так существенно, как ожидалось. Анализ финансовой отчётности показал, что доход этих центров уменьшился на 11% в рублёвом выражении и всего на 4% в долларах, несмотря на сокращение штата примерно вдвое. Впрочем, неизвестны результаты центров разработки, которые прекратили свою деятельность в России, поскольку они не участвовали в опросе "РУССОФТ".
“
"Все, кто работал на экспорт, столкнулись с проблемами: возможность осуществления платежей, сокращение количества западных клиентов. Кто–то перевёл поток выручки на свои компании за границей. Оборот увеличили продуктовые IT–компании, разработки которых стали более востребованы ввиду импортозамещения. Здесь оборот вырос в 2–5 раз", — прокомментировал данные исследования для "ДП" Дмитрий Гачко, IT–предприниматель, основатель ГК Itglobal.com.
Марат Залотдинов, технический директор "Имба ИТ", напоминает, что многие транснациональные компании официально покинули Россию. При этом их дочерние организации локализовались (например, Terrasoft, EPAM) и переориентировались на рынок РФ и стран–партнёров.
"В связи с уходом иностранных вендоров появилась большая необходимость в разработке собственных продуктов. К тому же в компаниях, где используется иностранный софт, есть необходимость его поддерживать и частично развивать, соответственно, и здесь необходимы доработка и разработка, которая пользуется популярностью", — добавляет он.
Новые ориентиры
Александр Санин, коммерческий директор компании "Аванпост", утверждает, что в недружественных странах "закручивали гайки" для российского программного обеспечения ещё с 2014 года. Поэтому все софтверные компании, выручка которых складывалась из доходов от поставок ПО в эти государства, давно отделили бизнес, пытаясь скрыть российские корни. "С 2022 года ввиду санкций никто из недружественных стран вообще не может работать с организациями из России. Поэтому выручка таких софтверных компаний, по моему мнению, приблизилась к нулю или вовсе стала нулевой", — подчёркивает эксперт.
Михаил Кузнецов, коммерческий директор компании iFellow, считает, что внешний рынок отнюдь не закрылся. "Я знаю немало российских вендоров ПО, успешно продающих свои продукты за рубеж в дружественные или условно дружественные государства. Например, наши партнёры PIX Robotics за 2022 год значительно расширили своё присутствие в Колумбии, Индии и ОАЭ. Понятно, что рынки недружественных государств закрыты, но это классический вопрос целеполагания российских вендоров. Захотят — продадут на других рынках", — поясняет он.
Также росту выручки поспособствовало создание отраслевых центров компетенции по импортозамещению. Спрос на внутреннем рынке сейчас значительно превышает предложение, поэтому у эксперта положительные прогнозы для разработки ПО.