Доллар США на биржевых торгах 29 июня достиг самой высокой отметки с марта прошлого года — 87,5425 рубля. За текущую неделю он прибавил 3%, а с начала года — почти 25%. Евро и китайский юань дорожают похожим образом, хотя максимумов 2023 года пока не обновили. Темп движения, конечно, уступает паническому взлёту в конце февраля — начале марта 2022 года, но владельцев рублёвых сбережений, безусловно, напрягает.
Большинство экспертов ещё 2–3 месяца назад прогнозировали, что текущий год доллар закончит на уровнях не выше 75. Были, правда, исключения. Так, аналитики Института экономической политики им. Гайдара в начале мая прогнозировали рост американской валюты до 90 рублей уже в летние месяцы. Это был их базовый сценарий, предполагающий цену барреля нефти марки Urals на уровне $50 и примерно такой же темп оттока капитала из России, какой был в I квартале 2023 года. В негативном сценарии, если нефть подешевеет до $40 за бочку, они допускали и 100 рублей за доллар.
Впрочем, ослабление национальной валюты плохо не для всех. Как заявил журналистам в кулуарах ПМЭФ первый вице–премьер РФ Андрей Белоусов, оптимальная для экономики зона колебаний доллара — это 80–90 рублей. Она, мол, комфортна и для бюджета, и для экспортёров, и для импортёров.
С импортёрами чиновник, пожалуй, погорячился — их рост валютных курсов если не убивает, то точно выбрасывает в зону дискомфорта. А экспортёрам и бюджету, конечно, да, чем выше, тем комфортнее. Доллар дороже 100 рублей, который эксперты расценивают как признак негативного сценария, наверное, вообще погрузит их в полную нирвану. Причины ослабления рубля все как на ладони: сокращение торгового сальдо, вызванное падением поступлений от российского экспорта и ростом импортных поставок. Ситуация усугубляется уже упомянутым выводом капитала из страны как местными гражданами и компаниями, так и нерезидентами, получившими разрешение на выход из российских активов.
Трудно сказать, когда финансовые власти возьмутся за регуляторные рычаги, чтобы предотвратить волнения на валютном рынке и дальнейшее ослабление рубля. Ведь на экономику в целом слишком слабая национальная валюта оказывает скорее угнетающее воздействие. Например, Алексей Ведев из того же Института Гайдара называет курс 80–90 рублей за доллар неприемлемым для обрабатывающей промышленности.