Начиная с 2024/2025 учебного года вместо обязательного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в российских школах появится дисциплина "Основа безопасности и защита Родины". В неё войдёт курс начальной военной подготовки, отменённый более 30 лет назад. Как на инициативу отреагировали родители и педагоги — в обзоре "Делового Петербурга".
"ДП" разбирался, какие задачи призван решить новый курс ОБЖ, что может пойти не так и как уроки с оружием отразятся на детях.
Уроки прошлого
О том, что школьный курс ОБЖ не отвечает на современные вызовы и нуждается в актуализации, педагоги, чиновники и родители говорили по меньшей мере последние несколько лет. С новой силой дискуссии о содержании учебной программы разгорелись осенью 2022-го, когда Минпросвещения объявило о перезапуске НВП. Сперва речь шла о внеурочных занятиях для учеников 10–11 классов, но в итоге начальную военную подготовку решили включить в ОБЖ. Как объявили в ведомстве 29 июня, формированием новой федеральной программы займутся в том числе представители МЧС и Минобороны. При этом уже с 1 сентября 2023 года в школьных программах ОБЖ будут модули по НВП, оказанию первой помощи, безопасности в социуме и цифровом пространстве. К преподаванию планируют привлекать в том числе участников СВО.
Проводя параллель со школами позднего СССР, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников отмечает, что наличие НВП в учебной программе во многом объясняется сложной внешнеполитической обстановкой.
“
"Напряжённость в мире росла последние годы: позиция, которую занимала Россия, вызывала жесточайшее неприятие других мировых центров силы. Когда мы выиграем, то продолжим жить в мире, который будет нас ненавидеть и стараться уничтожить. Поэтому население должно быть компетентно в вопросах безопасности и грамотно действовать в ситуациях, близких к боевым", — объясняет логику правительства политолог.
Подобные дисциплины существуют и в других странах. Например, в Израиле детей с 13 лет отправляют на военные сборы и учат основам кибербезопасности, а в школах США реализуется программа JROTC для вневойсковой подготовки офицеров резерва. Опрошенные "ДП" политологи допустили, что в долгосрочной перспективе подобные инициативы могут появиться в российских школах, однако успешность их реализации и судьба обновлённого ОБЖ зависит от совокупности факторов.
Тонкая грань
Мнения родителей и педагогов по поводу предстоящего изменения школьной программы разделились. Одни полагают, что новый курс поможет детям стать увереннее в себе, научиться сохранять самообладание, расширить круг общения и отвлечься от вездесущих соцсетей. Другие переживают, как будет преподноситься информация. Не придут ли подростки к ложному умозаключению, будто проблемы решаются только силой? Не спровоцирует ли НВП всплеск детской агрессии, новые несчастные случаи и массовые расстрелы в школах?
Доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва полагает, что на фоне либерализации общества и медийного давления со стороны западных СМИ, у многих россиян и граждан стран СНГ сформировался антагонистический подход к советскому прошлому.
"Идёт тренд на переписывание истории. Например, нарративы, связанные с голодомором в Украине, который впоследствии лёг в т.ч. в основу западноцентричного дискурса, предопределили отмену всего советского, невозможность апелляции к СССР в положительном контексте. Хотя на самом деле больше пострадавших от голодомора было в Казахстане и Белоруссии. Это была попытка переписывания и создания политической нации через пересмотр исторических событий, связанных с политикой памяти. На этой почве, в т.ч. с помощью символов, выстраивается индивидуальная идентификация, а на её основе — коллективная. Можно целую страну переформатировать, а тех, кто не согласен — лишить политической репрезентации. Чтобы такого не происходило в России, эти меры нужно было применять давным-давно, но лучше позже, чем никогда. Это будет сложно: люди привыкли к политике выбора, мягкой силе, родители хотят иметь право выбора. У родителей есть страх, что уроки патриотического воспитания приведут к милитаризации школ, что дети окажутся в зоне боевых действий. Во многом это происходит из-за недоверия к власти, бюрократическому аппарату, его непрозрачности. Пока этот конфликт интересов родителей и представителей власти не будет урегулирован, спокойно вести диалог на эту тему мы не сможем", — указывает политолог.
При этом эксперт считает, что при грамотной организации процесса, — с качественной подготовкой преподавателей, детально проработанной образовательной программой, воспитательной составляющей — курсы НВП помогут государству решить сразу несколько крупных проблем: выстроить образ современных ВС РФ, основанный на доверии; повысить престиж профессий учителя и военного; найти молодёжи новые примеры для подражания; снизить игроцентричность образовательного процесса и, как ни странно — уровень подростковой жестокости.
С последним утверждением согласен психоаналитик Николай Стрелков: "Шутинг имеет под собой совершенно иные психопатологические причины. Тот факт, что дети увидят оружие и научатся с ним обращаться, их к этому не подтолкнёт. Что касается уровня агрессивности — он довольно высокий, особенно в подростковом возрасте. Но если будет место, где эту энергию будут консолидировать и направлять её в какое-то конструктивное русло, это скорее скажется позитивно: когда есть возможность посоревноваться, выразить себя или почувствовать себя сильнее, поводов искать выход для этой агрессии станет меньше".
Клинический психолог медцентра "РенСанМед" Олеся Шокалюк тоже согласна, что переоценивать влияние нового курса ОБЖ, компьютерных игр и соцсетей на психику подростков не стоит: "С развитием технологий интернет, гаджеты и социальные сети берут на себя довольно много функций в нашей обыденной жизни. Но нельзя сказать, что современные дети больше "оторваны от реальности", чем раньше. Прежде всего нам необходимо обращать внимание на функцию такого ухода в грёзы. От родителей требуется внимание к потребностям ребёнка и реалистичная оценка ситуации, например, вовремя обратиться к детскому психологу. Что касается таких личностных настроек и навыков, как уверенность в себе, способность действовать в стрессовой ситуации — они формируются прежде всего внутри семьи, как и детские копинги (способы преодоления проблемных переживаний). Так что уроки ОБЖ необходимо преподавать, как и другие дисциплины, но личность ребёнка в своих основах формируется не там".
Разговоры о разговорах
Несмотря на разное отношение к НВП в школах, опрошенные "ДП" эксперты, родители и педагоги сошлись во мнении, что помимо программы ОБЖ должен измениться подход к дисциплине, которая зачастую преподаётся "для галочки". Впрочем, на фоне дефицита квалифицированных педагогов эта проблема стала актуальной для школьного образования в целом.
"Мы сейчас живём в такой обстановке, что даже вне школы ребёнок так или иначе сталкивается с военной темой: читает новости в интернете, видит рекламные щиты на улицах. Поэтому важно, чтобы воспитательные мероприятия носили не милитаристский, а гуманистический характер. И прежде всего речь должна идти о воспитании через культуру. Патриотическое воспитание, духовно-нравственное, военная подготовка — не вредят учебному процессу, пока мы не сталкиваемся с отчётностью об этих мероприятиях: сделать фотографии, заполнить огромный отчёт о количестве участников. Именно это сводит саму идею воспитания на нет. В школы приходят преподавать профильные специалисты, потому что педагогических вузов мало, а у колледжей отобрали право готовить учителей русского языка, математики, физики. У нас всё время ходят вокруг да около, но главные проблемы — с финансированием школ, подготовкой новых кадров, зарплатами учителей, — никак не решаются", — с сожалением отмечает учитель из Ленинградской области Михаил Солонников.
Если уровень аттестации педагогов, которые придут в школы учить детей ОБЖ и НВП окажется низким, со временем и эта инициатива рискует превратиться в имитацию бурной деятельности. Нечто похожее произошло с "Разговорами о важном", для которых учителя скачивают готовые материалы из интернета, и с программой "Самбо в школах": татами продолжают покупать, но учить детей боевым искусствам некому.
"Героями современных детей зачастую становятся сомнительные блогеры, но так не может продолжаться. Сейчас мы находимся на пике дискуссионного взрыва, когда старое и ненужное отмирает, а новое при этом не создаётся", — отмечает Ольга Дегтярёва.
Только после острого кризиса, который сейчас разворачивается, общество сможет создать новые смыслы и внедрить их в социум: популяризация спорта, ценность семьи, преемственность поколений, любовь к своей стране. "Эта рефлексия традиционно происходит на день позже. А пока мы можем только формировать основы под эти смыслы", — резюмирует Дегтярёва.
“
ОБЖ — далеко не единственный школьный предмет, который большинство считает второстепенным. Чтобы в нём был смысл, в первую очередь важно пересмотреть отношение к нему, чётко поставить цели изучения данного предмета, и донести всё это до учеников и их родителей. Знания этого предмета могут пригодиться только в нестандартных ситуациях: время пожара, карантина, боевых действий и тому подобного. На мой взгляд, программа по этому предмету морально устарела. На нём нужно давать больше любопытной информации, имеющей практический смысл, преподавать основы военной подготовки. Это особенно важно, чтобы школьники и их родители не считали, что в армию идти зазорно, и туда идут только неудачники, которые не поступили в ВУЗы. Именно на уроках ОБЖ более эффективно можно донести до детей, что в сложных и нестандартных ситуациях правительство и силовые структуры должны иметь больше полномочий, чем в обычное время. И ограничение свобод в некоторых случаях — это необходимость. Касаемо военный подготовки — я за то, чтобы она была добровольной. Но я также и за то, чтобы она считалась в обществе почётной и давала определенные преимущества.
Сергей Шестаков
преподаватель, автор проекта "ЕГЭ Чемпион"