На полигонах Ленобласти ежегодно закапывают более 2 млн т коммунальных отходов. Цифра уменьшится после запуска мусороперерабатывающих комплексов.
По итогам прошлого года в Петербурге образовалось около 1,5 млн т твёрдых коммунальных отходов (ТКО), в Ленобласти — 0,7 млн т. Менее 10% из этой массы в результате сортировки идёт во вторичное использование, остальное — на полигоны. В городах федерального значения, включая Петербург, полигоны запрещены, соответственно, весь неперерабатываемый объём принимает Ленобласть. Договоры с полигонами истекают в 2023–2024 годах, сообщили "ДП" в Невском экологическом операторе (НЭО).
Где закопать
Действующие полигоны Ленобласти смогут принять ещё около 5 млн т ТКО, говорит глава областного комитета по обращению с отходами Анастасия Кузнецова со ссылкой на данные Росприроднадзора. "Остаточных мощностей действующих объектов размещения отходов достаточно для нужд Ленинградской области и Петербурга до ввода в эксплуатацию комплексов по обращению с отходами", — комментирует она.
"Данными о том, насколько исчерпаны общие мощности объектов размещения, мы не располагаем, однако следует понимать, что этот процент приближается к 90", — прокомментировали "ДП" в НЭО.
По информации комитета по обращению с отходами, к выводу из эксплуатации в 2024 году планируются объекты размещения в Тосненском (ООО "ЭКО–Плант"), Киришском (ООО "Лель–ЭКО") и Гатчинском (ООО "Новый Свет–ЭКО") районах. Полигон в Бокситогорском районе ООО "Благоустройство" должен быть закрыт уже в текущем году. Полигоны в Лужском и Всеволожском районах (ООО "АВТО–БЕРКУТ" и ООО "Полигон ТБО") могут осуществлять деятельность по размещению ТКО до начала 2026 года.
Получается, что впереди — ещё несколько лет относительно спокойной жизни, когда ТКО можно будет без проблем размещать на старых полигонах. Областной регоператор АО "Управляющая компания по переработке отходов Ленинградской области" (УК ООЛО) планирует ввести в 2024 году комплекс по переработке отходов (КПО) "Кингисепп" (в его составе запланирована переработка 300 тыс. т отходов в год), объект уже строится. А городской регоператор НЭО в 2024 году планирует запустить КПО "Островский" мощностью 600 тыс. т. С учётом этих планов оставшихся полигонов может хватить на более долгий срок.
Лист ожидания
Реализация всех заявленных проектов КПО действительно могла бы ускорить закрытие старых полигонов, однако с этим возникли проблемы. Ещё в 2021 году НЭО заявил, что построит в агломерации пять КПО — два в Петербурге и три в Ленобласти. Общая мощность объектов должна составить 3 млн т. Однако на данный момент у компании готова только первая очередь одного из городских КПО. Причём из–за попадания на приаэродромную территорию аэропорта Пулково она работает в режиме "пусконаладки" и официально не введена в эксплуатацию. Для полноценного запуска нужно получить согласование от орнитологов, порядок прохождения которого до сих пор не утверждён на федеральном уровне.
Остальные проекты по разным причинам буксуют и, очевидно, не смогут быть реализованы в заявленный на старте срок — 2024 год. Ближе всех к старту — КПО "Островский", о начале подготовительных работ к строительству которого НЭО сообщил в конце мая. Его мощность составит 600 тыс. т отходов в год. По оценкам экспертов, если не возникнет новых преград, объект может быть запущен приблизительно в начале 2025 года.
"Основная задача, стоящая перед Невским экологическим оператором, — в сотрудничестве с органами государственной власти Петербурга и Ленинградской области создание в регионе современной мусороперерабатывающей инфраструктуры, которая позволит достичь целевых показателей переработки, обозначенных в рамках реформы", — прокомментировали в НЭО. В качестве основной задачи "мусорной реформы" было обозначено снижение объёмов захоронения отходов к 2030 году на 50%, уровень обработки ТКО должен достигнуть 100%, напоминают в компании. Ввод в эксплуатацию КПО "Волхонка" должен увеличить объём сортировки ресурсов с 44 до 70%, а строительство всех пяти запланированных комплексов — полностью покрыть потребности петербургской агломерации в перерабатывающих мощностях, говорят в НЭО.
"Дорожная карта по срокам срывается. Сегодня помимо “Островского” должны были передать уже под проектирование и строительство участок “Дубровский” и буквально в течение месяца участок “Брандовка”. Названия условные", — заявил на прошлой неделе губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
“
"Любое затягивание сроков строительства новых КПО автоматически означает продление сроков эксплуатации действующих полигонов, что при их нынешнем состоянии влечёт за собой значительные риски экологического характера. Но, к сожалению, НЭО приходится сталкиваться с протестами местных жителей, а также попытками их и экоактивистов с помощью федеральных органов саботировать процесс, — заявляют в НЭО. — Строительство КПО — государственная задача, реализуемая в интересах общества, а не бизнес–проект регионального оператора, поэтому здесь нам важна как поддержка общества, так и поддержка со стороны государства".
В 2021 году УК ООЛО заявило проект КПО "Рахья" в восточной части Всеволожского района, который пока что находится на начальной стадии. На днях по нему были завершены публичные слушания.
Активно против
Причин пробуксовки столь необходимых агломерации проектов несколько. Одна из самых очевидных — недовольство населения будущим соседством с комплексами по переработке отходов (даже с учётом значительных санитарно–защитных зон). Везде декларируется, что это будут современные объекты, даже полигоны которых не ухудшат качество жизни ленинградцев. Однако нормального диалога у сторон не получается. Инвесторы ждут от граждан (особенно активистов) неприятностей в виде медийной активности, судебных исков и т. д., граждане не особо верят в современные технологии строительства опасных объектов.
Но заводы не строятся не только из–за активистов. Проекты КПО являются крайне сложными, требующими прохождения большого количества экспертиз и получения согласований. В том числе требуется перевод земель в категорию промышленного назначения, подписывает который председатель правительства РФ. Типичная для всех производственных объектов в стране проблема — постоянное изменение законодательства, требующее корректировки дорожных карт и самих проектов.
На этом фоне не столь значимо выглядят и сложности по оборудованию будущих КПО, хотя они тоже усложняют работу инвесторов.
Как и везде, сейчас требуется искать российские решения или организовывать доставку через цепочку стран по схеме параллельного импорта.
Примечательно, что с финансированием всех заявленных проектов проблем ожидать не стоит. Строительство заводов НЭО заложено в тариф для потребителей, плюс поддержку обоим регоператорам готова оказывать ППК "Российский экологический оператор", у которой, судя по всему, есть сложности с освоением бюджетов.
"Важно понимать, что создание современной мусороперерабатывающей инфраструктуры — это длительный процесс, быстро решить копившиеся десятилетиями проблемы отрасли невозможно, а волшебной технологии, которая позволит переработать все отходы “в ноль”, просто не существует. Сначала необходимо создание базовой инфраструктуры, которая позволит решить проблему катастрофического дефицита мощностей, а уже потом можно заниматься последовательным повышением эффективности утилизации ТКО и сокращением объёмов размещения. Именно строительство и ввод в эксплуатацию высокотехнологичных комплексов позволят наконец перейти от устаревших технологий обращения с отходами к более современным", — резюмируют в НЭО.