На рынке онлайн–продаж и бронирований лекарств происходит стагнация, темпы роста сильно замедлились. Эксперты не ожидают по итогам текущего года серьёзного развития сегмента онлайн–аптек.
По данным исследования Data Insight, за прошлый год интернет–аптеки выполнили 140 млн заказов на общую сумму 236 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом количество заказов увеличилось на 39%, а объём в рублях вырос на 45%. То есть по темпам роста этот сегмент опережает все остальные сегменты, кроме онлайн–продажи продуктов питания. Но средний чек интернет–аптек в 2022 году вырос всего на 4%, до 1680 рублей. Доля интернет–аптек на рынке e–commerce составила 5% по количеству интернет–заказов и 4% по объёму продаж.
Лидером рынка стала Apteka.ru, которая имеет 31%–ную долю по объёму продаж. На второй и третьей строчках рейтинга расположились Eapteka.ru и Zdravcity.ru соответственно.
Согласно данным аналитической компании RNC Pharma, с января по март 2023 года суммарный объём онлайн–продаж продукции аптечного ассортимента в стране составил 80,2 млрд рублей. Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов при этом замечает, что по итогам I квартала 2023 года сегмент e–com вступил в фазу стагнации, динамика относительно аналогичного периода 2022–го составила всего 2,3%.
“
"В общем–то это тоже неплохо, учитывая, что розница в целом за тот же период потеряла 6,2%. В каком–то смысле онлайн в начале года даже выполнял роль драйвера рынка. Но проблема в том, что на фоне предыдущих успехов этот результат выглядит, мягко говоря, очень скромным. В I квартале 2022 года динамика онлайн–канала к I кварталу 2021 года составляла почти 70%. Тогда наложился ажиотаж, но всё равно разрыв в развитии с офлайном был колоссальным. И самое главное — этот разрыв и эта динамика обеспечивались активными инвестициями в онлайн со стороны целого ряда интересантов. Компании зачастую даже жертвовали трафиком офлайн–канала, предлагали скидки и осуществляли массу других активностей для того, чтобы привлечь потребителя в онлайн", — говорит эксперт.
Беспалов добавляет, что серьёзного развития онлайн–канала в текущем году ожидать не приходится. После определения формата экспериментального режима в отношении рецептурных препаратов большинство интересантов либо притормозили свои программы развития, либо вообще отложили их на будущее. Динамика в сегменте по итогам года, скорее всего, будет всё–таки опережать темпы роста офлайн–канала, но глобально потенциал развития тут фактически исчерпан.
Отдельные компании, в том числе из числа крупных аптечных сетей, всё ещё активно развивают онлайн. Но подобные примеры сейчас выступают скорее в качестве исключения из правил. Если экспериментальный режим действительно будет продолжаться 3 года и будет проходить в том же темпе, что задан сейчас, то более–менее активного роста можно ожидать только в 2025 году.