Лето — традиционно жаркая пора для родителей петербургских первоклассников. Чтобы записать ребёнка в школу, порой приходится потратить немало сил и нервов, несмотря на то что процедура, казалось бы, предельно автоматизирована и отработана. Заявления от родителей принимают на "Госуслугах", причём подать их можно в несколько школ сразу. Сначала зачисляют льготников, потом — жителей микрорайона, затем — района, затем — всех остальных, если останутся места.
В этом году, похоже, мест хватило не всем. Об этом свидетельствуют очереди, которые выстроились у дверей районных конфликтных комиссий — специальных учреждений, рассматривающих спорные ситуации. Собственно, ситуации у большинства пришедших одни и те же — из всех выбранных школ пришли отказы.
Судя по поступающей информации, "горячее" всего сейчас в Приморском районе. Это неудивительно — район уже много лет лидирует по объёмам жилищного строительства, за которым социальная инфраструктура поспевала не всегда (пока городские чиновники не догадались переложить эту проблему на застройщиков). В Смольном признают, что дефицит мест в школах и детских садах пока остаётся, ликвидировать его планируется к началу 2025 года.
Но есть ещё один аспект, который озвучили на прошлой неделе в комитете по образованию: "Родители предпочли в лучшем случае подавать одно–два заявления, и зачастую они подавали реально не в свой микрорайон" (цитата по РБК). И это совершенно неудивительно. Школы не одинаковы, хотя и работают по единому федеральному стандарту образования. Родители подрастающих малышей активно ищут информацию об образовательных учреждениях, читают отзывы, обсуждают это с родителями ровесников. В итоге у каждой школы складывается своя репутация. Где–то, по мнению родителей, лучше преподают математику, где–то — английский, где–то нагрузка чересчур велика, а где–то, наоборот, можно не бояться, что ребёнок не справится с программой.
И то, что не всем детям удалось попасть туда, куда хотели их родители, означает в том числе, что конкуренция между школами растёт. Основных причин может быть две: предложение становится всё более неоднородным, а спрос — более притязательным. Петербуржцы стремятся дать своим детям как можно более качественное образование, и задача города — удовлетворить эту потребность. А не просто обеспечить каждого первоклассника партой.