Доля X5 Group в Петербурге опустилась ниже 25%–ного предела, установленного антимонопольным законодательством. Поэтому компания строит амбициозные планы по развитию.
Как сообщили "ДП" в пресс–службе ФАС России, доля ООО "Корпоративный Центр Икс 5" по итогам 2022 года составила 23,7% от общего оборота розничной торговли продовольственными товарами в Санкт–Петербурге. При этом, согласно данным, ранее публиковавшимся Санкт–Петербургским УФАС, в 2017 году X5 Group занимала 27,03% рынка, в 2018–м — 27,37%, а по итогам января–апреля 2020–го (последняя публикация) — 31,75%. В связи с этим несколько лет компании было запрещено открывать новые магазины — разрешалось лишь релоцировать уже работающие или запускать торговые точки в помещениях, арендованных ранее.
На сегодняшний день в Петербурге работают 528 магазинов "Пятёрочка", в Ленинградской области — 394. До конца текущего года в этих двух регионах откроется ещё около 60 магазинов. При этом компания также развивает в Петербурге сеть "Перекрёсток" (126 магазинов) и планирует открытие дискаунтеров "Чижик".
Генеральный директор торговой сети "Пятёрочка" Владислав Курбатов отметил, что компания свою долю рынка не считает, но сейчас у сети наконец появилась возможность развития и расширения. В целом по стране уже работают 20 тыс. "Пятёрочек" и планируется открытие ещё 1,8–2 тыс. торговых точек до конца этого года. При этом растёт спрос и на франшизу сети. В Петербурге и Ленобласти на данный момент работают 38 франчайзинговых магазинов, но их число постоянно растёт.
Также "Пятёрочка" продолжает увеличивать число пекарен. Сегодня они уже установлены в 57% магазинов сети в Петербурге (это самая высокая доля по сравнению с другими городами). До конца года компания планирует оборудовать пекарни и кофе–пойнты практически во всех своих торговых точках в городе.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости KNRU Полина Фиофилова отмечает, что планы "Пятёрочки" на открытие 60 новых магазинов в Петербурге и Ленобласти до конца года являются амбициозными и нехарактерными для данной сети. Это явно говорит о желании усилить свои позиции на рынке.
Сегодня эксперты наблюдают усиленную борьбу за качественные торговые площади, обладающие всеми необходимыми условиями для работы магазина, включая возможность получения лицензии на продажу алкоголя. На рынке существует много перспективных объектов, однако их подготовка к работе требует значительных усилий и взаимодействия с собственниками помещений.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин замечает, что каждый новый десяток магазинов Х5 создаёт дополнительное давление на рынок. Это значительно ужесточает конкуренцию и повышает риск ухода с рынка оставшихся местных игроков и сокращения числа локальных производств. Такие гиганты, как Х5, если и работают с местными поставщиками, то преимущественно с крупными промышленными предприятиями, а не с фермерами и небольшими производствами.
“
"Фактически на рынке остаётся монополист и позиционирует своё развитие как пользу для региона. На самом деле это, наоборот, скорее негативный момент для рынка. Так получается, что пока на данный момент нет других крупных региональных игроков, которые могли бы составить конкуренцию федеральным ретейлерам", — подчёркивает эксперт.