Биржевые цены на бензин установили новые максимумы

Автор фото: Михаил Тихонов

Триггером взлёта биржевых цен на бензин могли стать заявления Минфина о сокращении выплат по демпферу.

Котировки нефтепродуктов на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже (СПбМТСБ) продолжают бурный рост. По итогам торгов 13 июля индекс бензина Аи–92 показал исторический максимум, остановившись на отметке 60 253 рубля за тонну и прибавив за день 0,73%. Биржевая цена бензина Аи–95 остановилась на значении 66 796 рублей за тонну, увеличившись на 0,36% за сутки. Достигнутая величина лишь немногим меньше абсолютного максимума 67 385 рублей, который устанавливался по итогам торгов 13 июля.
Одной из причин ажиотажа на бирже является выпавший на 2023–й двухгодичный цикл ремонта на нефтеперерабатывающих заводах, из–за чего большой объём мощностей временно не действует, объяснил в беседе с журналистами вице–президент СПбМТСБ Антон Карпов. По его словам, за этим на рынке последовало снижение предложения бензина Аи–92 на 15% и Аи–95 на 3,7%.
Федеральная антимонопольная служба в свою очередь пристально следит за ситуацией. Ведомство прорабатывает вопрос "большей согласованности при формировании графиков ремонтов НПЗ", чтобы внутренний рынок был обеспечен надлежащим объёмом нефтепродуктов, отмечается в сообщении, распространённом пресс–службой регулятора.
На фоне бурного роста цен на топливо вице–премьер РФ Александр Новак в начале июля поручил проработать механизм квотирования экспорта российских нефтепродуктов. Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов в беседе с "ДП" скептически высказывается относительно этой идеи. Он напоминает, что в последний раз аналогичные меры предлагались летом 2021 года, как раз на фоне очередного резкого роста котировок нефтепродуктов.
"И все эти разговоры сами собой рассосались где–то к концу августа по той банальной причине, что к этому моменту прошёл сезон высокого спроса на моторное топливо. Таким образом, проблема решилась сама", — поясняет эксперт.
Первопричинами сложившегося ценового кризиса, по мнению Александра Фролова, являются избыточное количество выведенных в ремонт мощностей НПЗ в мае и небольшая нехватка Аи–95 на фоне увеличения масштабов автотуризма.
Триггером, по словам аналитика, стало заявление Минфина РФ о планируемом двукратном сокращении выплат нефтяникам по демпферу, что было воспринято как сигнал о скором возможном сокращении поставок на внутренний рынок. Далее же последовал избыточный спрос, созданный независимыми игроками, которые старались сделать дополнительные запасы.