Конкуренция в квадрате: пустующих площадей в ТЦ почти не осталось

Автор фото: Сергей Ермохин

Параллельно сокращается и доля иностранных собственников.

Консалтинговые компании подвели итоги первого полугодия 2023 года относительно динамики развития торговых центров. Общие выводы оптимистичны: вакантность площадей снижается, российские ретейлеры активно занимают места ушедших зарубежных компаний, а покупательский трафик медленно, но верно растёт.

Молодая смена

Согласно подсчётам аналитиков NF Group, объём свободных площадей в торговых объектах Петербурга с начала года снизился на 1,5 процентного пункта и составил 9,1%. Вакантность при этом распределена крайне неравномерно: из 55 качественных ТЦ, работающих в городе, 30 заполнены на 95% и более, в 18 объектах вакантно от 5 до 20%, а в семи комплексах пустует более 20% площадей. В основном незанятыми остаются помещения, где ранее размещались магазины IKEA или прекратившие работу кинотеатры.
Позитивную динамику связывают с высокой активностью российских ретейлеров. Место международных компаний в петербургских ТЦ заняли как давно известные, так и совсем новые отечественные бренды: Befree, Love republic, "Снежная королева", Sela moms & monsters, Noun, Clan VI, Just clothes и др.
"Подводя итоги полугодия, можно отметить, что ситуация стабилизировалась и даже стала меняться в лучшую сторону. Мы фиксируем снижение общего уровня вакансии в торговых центрах, которое связано не только с крайне низким уровнем ввода новых площадей, но и с высоким интересом активных игроков рынка к качественным объектам. Начинает меняться ситуация с пустующими помещениями в крупноформатных торговых центрах, что сразу сказывается на трафике", — отмечает Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group.
В агентстве Nikoliers средний уровень вакансии в ТЦ Петербурга по состоянию на июнь 2023 года оценивают в 8,2% (на конец 2022 года он достигал 10,4%). При этом в наиболее качественных торговых центрах доля вакантных помещений сократилась за полгода с 11,6 до 9,9%, отмечают аналитики. Причины называются те же — активная экспансия российских брендов. Однако в агентстве напоминают и об открытии 21 магазина ливанской Daher Group, которая приобрела российский бизнес Inditex group (бренды Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Oysho, Bershka и Stradivarius). Торговые точки открываются под названиями Maag, Dub, Ecru и Vilet.
В NF Group в свою очередь подсчитали, что в первом полугодии 2023 года в торговые центры Петербурга вышло семь новых иностранных брендов, которые заняли общую площадь 1,1 тыс. м². Примечательно, что за весь 2022 год рынок пополнился всего восемью новыми зарубежными игроками. Ретейлеры представляют такие страны, как Турция (Loft, Mudo), Италия (Replay), Австралия (2XU), Германия (Plein Sport), Эстония (Bonbon Lingerie) и США (Woolrich), и предлагают покупателям различные виды одежды, от нижнего белья до спортивных костюмов.

Возвращение к норме

Исходя из текущей динамики в NF Group предполагают, что к концу года уровень вакантности площадей в качественных ТЦ города достигнет 6%, что близко к нормальным средним значениям. Таким образом, пик вакантности, пришедшийся на 2022 год, когда пустовало до 10,6% помещений, будет окончательно оставлен позади.
"Во втором полугодии мы ожидаем сохранения тенденции снижения объёма вакантных площадей за счёт выхода на рынок новых игроков и активности существующих ретейлеров. Например, летом в ТРЦ “Галерея” планируется открытие двух магазинов турецких брендов одежды Oxxo и Avva, которые ранее не были представлены в Петербурге", — делятся прогнозами в Nikoliers.
Аналитики рынка отмечают, что положительно на развитие городских ТЦ влияет и увеличение покупательского трафика. Правда, как следует из данных Focus Technologies, происходит это довольно медленно. Рассчитываемый компанией Mall Index (отражает количество посетителей на единицу площади) петербургских ТЦ в июне превысил показатель аналогичного периода 2022 года лишь на 1%. По итогам года ожидается рост 2–3%.

Перевод на русский

В отчёте NF Group отдельно отмечается, что в январе–июне в Петербурге не было открыто ни одного нового ТЦ. Однако до конца года картина может полностью перевернуться. На завершающей стадии строительства сейчас находятся два проекта в северной части города — первая очередь ТЦ "Экопарк" арендопригодной площадью 18 тыс. м² (формально находится в городе Мурино Ленинградской области) и "Парк Молл" на проспекте Просвещения арендопригодной площадью 40 тыс. м². Если они будут своевременно введены в эксплуатацию, то 2023 год может оказаться рекордным по объёму открытий торговых комплексов за последние 7 лет.
При этом в агентстве отмечают, что в целом активность девелоперов заметно смещается на север города. Из–за этого локации могут оказаться перенасыщены торговыми площадями. В этом случае основная конкуренция за потребителя будет происходить за счёт качества концепции, маркетинга и мероприятий, направленных на работу с целевой аудиторией.
На сегодняшний день общая арендопригодная площадь в 55 качественных ТЦ города оценивается в 2,15 млн м².
Отдельно в аналитике NF Group выделена тема собственности ТЦ. Как подчёркивают представители агентства, большая часть объектов в городе уже давно принадлежит российским девелоперам. Тем не менее на конец 2021 года доля иностранных собственников составляла около трети. После продажи ТЦ "Невский центр" (вместо чешского ООО "Ппф Риэл Истейт" новым собственником стало ООО "Тетис Кэпитал", принадлежащее влиятельной инвестиционной компании "Тринфико") и ТЦ "Парк Хаус" (вся сеть перешла от Atrium European Real Estate к краснодарскому холдингу "Ромекс Group") этот показатель сократился до 27%.
Согласно прогнозам, к концу 2023 года их доля может снизиться до 8%, если будут проданы ТЦ "Жемчужная плаза", часть ТРЦ "Галерея" и некоторые другие торговые центры.