Петербургские благотворительные организации за полтора года адаптировались к новой реальности. Одним при этом пришлось преодолевать большие трудности, а другие не ощутили перемен вовсе.
В первые месяцы после февраля 2022 года у многих некоммерческих организаций возникли серьёзные сложности. В том числе и такие, которые поставили под сомнение само их существование. Снижалось количество частных пожертвований, цены на необходимые услуги и материалы резко росли, а компании–партнёры массово уходили с российского рынка. Кроме того, закрывались европейские общественные организации, содействующие реализации разных инициатив. Но есть и те, кому удалось пережить этот период сравнительно легко. В этом помогла изначально верно выбранная модель финансирования.
"Пересборка" на ходу
Возможно, самая известная петербургская благотворительная организация — "Ночлежка" — уже больше 30 лет помогает бездомным людям, обеспечивая им приюты, пункты питания, душевые, помощь социальных работников и юристов. Всего у "Ночлежки" работает уже 15 проектов поддержки.
Директор организации Данил Краморов вспоминает, что в 2022 году проект не увидел радикального падения объёма частных пожертвований. А вот в 2023–м началось медленное, но заметное снижение. За первые 6 месяцев текущего года "Ночлежке" поступило на 15% меньше взносов от частных благотворителей по сравнению с тем же периодом 2022–го.
"В настоящий момент мы выполнили 70–75% от ожидаемого финансового плана. Основная часть недонабора приходится на бизнес. Также стало меньше денег от фондов. Мы взаимодействовали с иностранными донорами, в первую очередь с религиозными. Это была небольшая доля нашего бюджета, но она всё же существовала", — рассказывает Краморов.
Он объясняет, что в 2022 году бюджет организации складывался на 56% из донатов физических лиц. На коммерческие организации приходилось 20%, а оставшуюся часть составляли средства зарубежных и российских фондов и регионального бюджета. Сегодня наиболее весомыми остаются частные пожертвования. "Думаю, в ближайшее время это не изменится. Фокусируясь на частных пожертвованиях, мы понимаем, что в случае кризиса будем чувствовать себя стабильно, потому что благотворители вряд ли уйдут одновременно", — размышляет он.
Чтобы справиться с изменениями, "Ночлежка" сократила расходы, которые можно было уменьшить без потери качества выполняемой работы. Также в организации устроили "пересборку" отделов фандрайзинга и PR, начали придумывать новые мероприятия, которые могли бы освещать деятельность проекта. Данил Краморов отмечает, что эффект от этих действий "Ночлежка" ожидает увидеть к сентябрю.
Ещё одним откликом на непредвиденные события стало расширение масштабов помощи — запрос на неё увеличился. В 2021 году в "Ночлежку" обратились 8165 человек, а в 2022–м — уже 10 570.
"Много людей потеряли работу. На улице оказались те, кто не мог такого и ожидать. Изменился среднестатистический портрет клиента. Для нас это вызов, и мы реагируем на изменения трансформациями проектов, переобучением сотрудников либо попыткой найти дополнительные ресурсы", — говорит руководитель проекта.
Уйти, чтобы вернуться
Сокращение частных пожертвований ощутил на себе фонд помощи онкобольным детям "Свет. Дети". Количество активных рекуррентов упало на 14%. Директор организации Юлия Божина рассказывает, что многие отказы были связаны с трудностями трансграничных платежей. Жертвователи, проживающие за границей, испытывали сложности с переводами денег фонду.
Также негативно повлиял уход международной платформы Benevity, которая давала возможность верифицировать мобильные приложения на площадках Apple и Google. Из–за этого "Свет. Дети" не смог запустить мобильное приложение, разработка которого длилась год.
Сложности возникли также с логистикой и поставками лекарственных препаратов и эндопротезов. "Только сейчас, спустя полтора года, мы поняли, что английских эндопротезов у нас не будет, — поставщик принял окончательное решение не сотрудничать с Россией. Тем не менее перспективы для пациентов есть. Замена, возможно, будет даже дешевле", — отмечает Божина.
По её словам, покупать дженерики российского производства фонд начал ещё до 2022 года. Сейчас замещение просто ускорилось.
Чтобы преодолеть возникшие трудности с рекламой и продвижением, фонд быстро заменил заблокированные соцсети на "ВКонтакте" и Telegram. Также делали рассылки отписавшимся жертвователям. "Мы сегментировали нашу базу, смотрели, кто как жертвует, и на каждый сегмент работали отдельно. Принимая доводы и возражения людей, говорили о том, что проблемы фонда никуда не делись и остаются такими же острыми. Просили вернуться, пусть даже уменьшив пожертвование или сделав его нерегулярным", — рассказывает Божина.
Чтобы вернуть отсеявшихся жертвователей, понадобилось до 5 месяцев. В результате к концу 2022 года общее количество восстановившихся и новых рекуррентов пришло к прежним показателям.
Остались при своих
Впрочем, срочно адаптироваться к новой реальности и восстанавливать подписки пришлось не всем. Татьяна Пономарёва, директор Фонда доноров, отмечает, что происходящее никак не затронуло организацию. Проект направлен на популяризацию донорства крови и костного мозга. Фонд напрямую сотрудничает с отделениями переливания крови Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Они покрывают потребности людей, которым нужна кровь при штатных ситуациях, например при онкологии, после перенесённых операций и т. д.
Не заметил трудностей и фонд "Центр развития донорства костного мозга". "Теоретически в больницах появилось больше пациентов. Однако количество пожертвований от частных и юридических лиц не изменилось", — рассуждает Любовь Белозёрова, руководитель организации.
С запланированными проектами, по её словам, тоже ничего не произошло. Даже наоборот, появилась необходимость шире рассказывать о донорстве костного мозга.
"Фонд займётся этим, когда ситуация станет стабильнее. По уставу мы можем проводить акции по всей России. Сейчас в наших целях участие в грантах на реализацию проектов на новых территориях", — добавляет Любовь Белозёрова.