Счётная палата претендует на получение информации, которую эмитенты ценных бумаг не раскрывают публично, но передают Банку России. И скоро получит доступ к этим сокровенным знаниям. Госдума вчера приняла во втором и третьем чтениях закон, обязующий ЦБ РФ передавать палате данную информацию.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы напоминают, что начиная с 2018 года в законодательство последовательно вводятся изменения, позволяющие отдельным эмитентам не раскрывать в публичной плоскости обязательную информацию. Это связано с введением иностранными государствами мер ограничительного характера. Но сведения, закрытые от широких масс, акционерные общества должны передавать финансовому регулятору.
Счётная палата нуждается в этих сведениях на том основании, что с 2020 года она наделена правом проводить аудит дочерних компаний государственных корпораций и юридических лиц в части использования ими субсидий из федерального бюджета. Но, кроме неё, максимально полные корпоративные отчёты остро необходимы инвесторам, размышляющим о покупке ценных бумаг подконтрольных государству компаний. Сейчас они вынуждены принимать решения о таких сделках фактически с закрытыми глазами.
С 1 июля ситуация улучшилась: начиная с этой даты российские компании должны вернуться к публикации финансовой отчётности. Разрешение на сокрытие такой информации, действовавшее с марта 2022 года, отменено. Однако наиболее чувствительные сведения, способные помочь недружественным странам в наложении санкций, эмитентам всё же позволено держать в секрете. От всех, кроме Банка России. А через 10 дней после официального опубликования вышеупомянутого закона — ещё и кроме Счётной палаты.
Поскольку в финансовых ресурсах компании, скрывающие от инвесторов часть отчётности, всё же нуждаются, следует ожидать, что доступ к их секретам потребуется ещё и кредитующим их банкам. Так как большая часть российского финансового сектора состоит из госбанков, вероятно, они добьются соответствующего доступа. Сообщество носителей корпоративных секретов разрастётся до тысяч человек. Как в этих условиях защищать тайну от утечек, непонятно. Может, проще вернуться к её публичному раскрытию? Тем более что ситуация развивается так, что, похоже, под санкциями через год–другой всё равно окажутся практически все более–менее значимые для экономики организации и лица.