В центре внимания: россияне потеряли интерес к ТЦ

Автор фото: Ермохин Сергей
За последние 5 лет россияне стали реже посещать торговые центры, следует из свежего опроса ВЦИОМ. Если в 2018 году с той или иной периодичностью туда ходили 75% опрошенных, то в 2023–м — 71%. Соответственно, доля тех, кто за последний год вообще ни разу не переступал порог ТЦ или ТРЦ, выросла с 23 до 29%. Забавно при этом, что слегка увеличилась и доля завсегдатаев. В 2018 году тех, кто ходит в ТЦ каждый день, было 2%, теперь стало 3%. Вариант "2–3 раза в неделю" раньше выбирали 8%, теперь — 9%. Так что сокращение произошло главным образом за счёт тех, кто и раньше появлялся в ТЦ не более раза в месяц (было 22%, стало 18%).
Понятно, что на самом деле это итоги не пяти, а трёх последних лет, на которые выпала пандемия коронавируса со всеми прилагавшимися к ней напастями — самоизоляцией, локдаунами, QR–кодами и ограничением времени работы. Уместно будет вспомнить, что в разгар всех этих событий обсуждались и куда более мрачные сценарии, чем сокращение посещаемости на 4%. Многие эксперты вполне серьёзно говорили о том, что век ТРЦ завершён и скоро в городах появятся пустующие и заброшенные здания вчерашних сияющих храмов потребления. А осторожные девелоперы ставили новые проекты на паузу, не желая рисковать деньгами. Самые мрачные прогнозы, к счастью, не сбылись, лишний раз подтвердив, что в России нужно жить долго и повестка дня порой меняется так быстро, что вещи, волновавшие всех вчера, завтра уже мало кто вспомнит.
Обнадёживает, что большинство посетителей ТЦ не заметили существенного сокращения ассортимента товаров, а 10% даже считают, что он стал богаче. При этом средняя сумма, которую стоит иметь при себе для полноценного посещения ТЦ, по оценкам респондентов ВЦИОМ, составляет 9,5 тыс. рублей. Впрочем, 8% опрошенных считают, что есть смысл ходить туда и вовсе без денег.