Кредиторы рыбообрабатывающего комбината "РОК-1" продадут имущество предприятия для погашения его 4-миллиардных долгов.
В ноябре 2022 года крупнейший рыбопереработчик в Северо–Западном регионе АО "Рыбообрабатывающий комбинат-1" (РОК-1) обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлением о собственном банкротстве. Накануне обращения в суд задолженность комбината перед поставщиками составляла 1,42 млрд рублей, ещё 16,6 млн рублей — перед персоналом. В залоге находились недвижимость, оборудование и товарные знаки РОК-1 на общую сумму 821 млн рублей.
Стоимость чистых активов РОК-1 на декабрь 2021 года составляла 1,32 млрд рублей, указано в материалах Федресурса. При этом, отметили аудиторы, на декабрь 2021 года годовая бухгалтерская отчётность предприятия достоверно отражала во всех существенных отношениях финансовое положение комбината.
В феврале этого года суд признал заявление компании обоснованным и ввёл процедуру наблюдения, временным управляющим был назначен Александр Лепешонков из СРО арбитражных управляющих "Евросиб".
К апрелю нынешнего года, как уже сообщал "ДП", свои претензии к РОК-1 предъявили уже 42 кредитора на общую сумму около 5 млрд рублей. В тройку самых крупных кредиторов, чьи претензии признаны судом обоснованными, вошли ПАО "Сбербанк" (1,6 млрд рублей), "Юникредит банк" (1,41 млрд рублей) и ПАО "Банк ВТБ" (525,3 млн рублей).
Однако, как нередко бывает на практике, процедура проходила не слишком гладко. К примеру, выбор управляющего не устроил РОК–1, который заявил об его аффилированности со "Сбером", крупнейшим кредитором. Впрочем, арбитраж отклонил этот довод, сославшись на отсутствие доказательств и на "системность" банка как крупного игрока банкротного рынка.
Напряжённость в процедуре сохранялась. Так, Александр Лепешонков попытался взять под контроль комбинат. Он просил суд о передаче ему на ответственное хранение имущества всех обособленных подразделений РОК-1 — двух в Ленобласти (в Волхове и деревне Удальцово Приозерского района) и двух в Петербурге (в Угольной гавани и на Невельской улице). А кроме того, временный управляющий просил отстранить Александра Старобинского, мажоритарного акционера компании, от исполнения обязанностей гендиректора РОК–1.
Оба этих требования взаимосвязаны. По словам Александра Лепешонкова, глава комбината не предоставил ему возможность осмотра имущества предприятия на территории основной площадки в Угольной гавани. "В соответствии с законом я обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника", — ранее заявлял "ДП" Александр Лепешонков.
Арбитраж отказался передать ему активы.
В процесс включилось ООО "Нептун", аффилированное с рыбокомбинатом. В конце марта этого года оно заявило в банкротном процессе РОК-1 о том, что комбинат задолжал ему более 1 млрд рублей. А 26 июня "Нептун" попросил суд о назначении обеспечительных мер — запрете проведения первого собрания кредиторов.
Это достаточно распространённая мера, которая призвана защитить права крупного кредитора, поскольку его участие в таком собрании может повлиять на решение по важным аспектам жизнедеятельности компании-должника.
Это ходатайство было арбитражем удовлетворено, но буквально через четыре дня Александр Лепешонков и Сбер обратились в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с заявлением об отмене обеспечительных мер. Так, временный управляющий обратил внимание суда на то, что действия "Нептуна", принадлежащего на 100% рыбокомбинату, направлены на затягивание процедуры.
При этом мажоритарные кредиторы (АО "Юникредит Банк", ПАО "Сбербанк", ПАО "Банк ВТБ"), голосующие требования которых составляют более 94% от всего реестра требований кредиторов, указали: требование "Нептуна", даже если его включат в реестр кредиторов и компания сможет голосовать на собрании, не повлияют на итоговое решение. Дело в том, что пул мажоритарных кредиторов, куда вошли банки, намеревался поскорее завершить процедуру и начать конкурсное производство, то есть по сути продавать активы рыбокомбината.
В итоге 10 июля суд разрешил провести первое собрание кредиторов. "Определение суда об отмене обеспечительных мер открыло все двери конкурсному производству", — отмечает Александр Соловьёв, партнёр юридической фирмы "Маранц, Соловьёв и партнёры".
Собрание состоялось 18 июля в бизнес-центре "Европа Хаус" на Артиллерийской улице. На момент его проведения реестр кредиторов РОК-1 составлял 4,25 млрд рублей. 1 час и 10 минут потребовалось участникам собрания, чтобы определить будущее должника, как следует из протокола мероприятия. Кредиторы решили обратиться в арбитраж с ходатайством о признании рыбокомбината банкротом и открытии конкурсного производства. За такое решение было подано 84,1% голосов.
Кроме того, на заседании был сформирован комитет кредиторов, куда вошли два представителя Сбера и один "Юникредит банка".
"В ситуации, когда кредиторы заинтересованы в ликвидации компании и не видят допустимых для себя сценариев спасения должника, скорость имеет значение. Чем быстрее будет введена процедура конкурсного производства, тем лучше для кредиторов", — говорит Александр Соловьёв.
Во-первых, кредиторы получат полноценный контроль над процедурой. Конкурсный управляющий, утверждённый кредиторами, фактически займёт место генерального директора.
Во-вторых, будут зафиксированы сроки и определены периоды для оспаривания сделок должника и привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
В-третьих, быстрее наступит реализация имущества и кредиторы удовлетворят свои требования.
"Поэтому совершенно понятны как консолидированная позиция ключевых кредиторов об отмене мер, так и противоположная позиция должника",— резюмировал Александр Соловьёв.
Уже на следующий день "РОК-1" подал жалобу в арбитражный суд, прося признать решение собрания недействительным.