Внебиржевой рынок депозитарных расписок из "рынка покупателя" превратился в "рынок продавца". Владельцы бумаг стали придерживать расписки или повышать цены.
К изменению поведения потенциальных продавцов расписок подталкивает начавшаяся волна редомициляций. Редомициляция — это смена юрисдикции, в которой зарегистрирована компания, с сохранением организационной структуры, менеджмента, активов и обязательств. Как правило, речь идёт о "переезде" из недружественной иностранной юрисдикции в российскую. Это позволяет эмитенту вернуться к обычным корпоративным отношениям, затруднённым сейчас наличием недружественных собственников. В частности — к выплате дивидендов.
Смена пароля
Внебиржевой рынок депозитарных расписок (ДР) растерял существенную часть доходности и переживает очередную трансформацию. Речь идёт о расписках российских и квазироссийских компаний, находящихся в портфелях иностранных инвесторов и продаваемых российским покупателям.
До февраля 2022 года многие де–факто отечественные компании регистрировали эмитентов за границей ("Яндекс", Evraz, Polymetal и др.) или иностранные компании вели в РФ существенную часть бизнеса — головная компания Тинькофф банк TCS Group, Fix Price, ЦИАН… Кроме того, с 2010 года многие крупные российские компании реализовывали депозитарные программы на иностранных фондовых биржах (Сбербанк, "Газпром", НЛМК). Самыми популярными биржами для размещения депозитарных расписок российских компаний стали западноевропейские площадки (LSE, FSE) и американские (NYSE, NASDAQ). Но также расписки эмитентов из РФ торгуются на биржах Сингапура и Гонконга.
Но потом в одночасье всё рухнуло. Точнее, расписки многих компаний в моменте потеряли более 90% стоимости, а биржи приостановили торги по ним. Затем, 16 апреля 2022 года, президент России Владимир Путин подписал закон 114–ФЗ, который запретил обращение и размещение на иностранных биржах депозитарных расписок российских компаний. Квазироссийских эмитентов это не коснулось.
Но бумаги в портфелях инвесторов остались, и остался внебиржевой рынок. "Летом и осенью 2022 года, когда уже прошли первые замещающие облигации (долговые бумаги, выпускаемые российскими эмитентами для обмена на заблокированные за рубежом еврооблигации. — Ред.), появились первые оффера по депозитарным распискам, — рассказывает эксперт компании “Финансовый брокер” Сергей Кирюшатов. — Никто не понимал перспективы продукта, все боялись. Рынок представлял собой множество продавцов и ни одного покупателя. Дисконты на внебиржевом рынке составляли 70–80% от цен на Московской бирже".
Прошедшей зимой ситуация изменилась. Не без подсказок крупных брокеров российские инвесторы обратили внимание на депозитарные расписки Yandex, HeadHunter, TCS Group, Fix Price и других компаний с российскими активами.
Толчком послужила правительственная и корпоративная риторика о редомициляции названных компаний в российскую юрисдикцию с перспективой приличных дивидендных выплат.
Для справки: депозитарная расписка является документом, удостоверяющим право собственности на энное количество акций, обращающихся на иностранной бирже. Расписки выпускаются крупнейшими инвестиционными банками: определённое число акций депонируется в банке и на это количество выпускаются депозитарные расписки. Они позволяют гражданам той или иной страны инвестировать на своей бирже в бумаги, торгуемые на биржах других стран. При этом около 20 российских компаний, имеющих зарубежную регистрацию, были представлены не только на зарубежных биржах, но и — через расписки — на Московской бирже.
Рынок не резиновый
"На Московской бирже торгуются “замороженные” расписки. Ни добавить к ним, ни убавить новые бумаги пока невозможно, — поясняет исполнительный директор Ассоциации розничных инвесторов (АРИ) Илья Херсонцев. — Торговая идея заключается в том, что расписки за рубежом торгуются экстремально дёшево по сравнению с Московской биржей и дёшево по историческим меркам. Ставка делается как на сужение спреда между ценами, так и на общий рост цены. Рост цены происходит в том числе на ожиданиях редомициляции".
К сегодняшнему дню выгодность спекуляций ДР распробовало большинство профессиональных участников рынка ценных бумаг. "Дошло до того, что уже покупатель не выбирает, что купить, а ищет “с факелом” хоть что–то, что мало–мальски владельцы готовы продать. Причём продажи идут по довольно высоким ценам, даже если сравнивать с ценой на Московской бирже. То есть, условно говоря, инвестиционная привлекательность стала снижаться просто за счёт растущего в геометрической прогрессии спроса", — поясняет Сергей Кирюшатов.
Плюс на это, конечно же, наложились неприятности с подпрыгнувшим курсом доллара. "Потому что, когда покупаешь, пересчитываешь в рублях, — рассуждает эксперт “Финансового брокера”. — И понимаешь, что цена уже не такая интересная. И это тебя, естественно, зачастую останавливает".
“
"Доллар укрепился против рубля, что крепко затормозило сделки, — соглашается аналитик ГК ZERICH Александр Тимофеев. — Потому что конечный покупатель всех депозитарных расписок — это клиент, пребывающий на территории России. Соответственно, все ведущие брокеры типа “БКС–Инвестиции” или “Атона” продают ему ДР за рубли. И рост “недружелюбного” курса на 10–15% приводит к тому, что у оптовиков начинает ломаться экономика, приходится пересматривать предложение".
Крупные брокеры не понимают: текущий курс пришёл надолго и следует пересматривать все ключевые предложения в сторону увеличения цен или курс откатится и ситуация выровняется? "Пока же себестоимость (стоимость покупки из иностранного портфеля) оторвалась от 50% и стала приближается к 60–70%", — делится эксперт.
Впрочем, надежды на откат курсов валют вниз становятся всё призрачней.