Развитие и освоение ресурсов Арктической зоны делает более острыми вопросы взаимодействия с коренными народами Севера. О том, как совместить промышленный рост и традиционный уклад, дискутирует экспертное сообщество.
Этнологическая экспертиза — процедура взаимодействия недропользователей и населения территорий, попадающих под воздействие промышленных проектов. Она включает предварительные консультации с сообществами коренных народов на основе достоверных и полных данных о потенциальном влиянии проекта на эти сообщества. У большинства экспертов необходимость проведения подобных исследований не вызывает сомнения. Однако их правовой статус, методология и ожидаемые результаты остаются предметом споров, из-за чего на сегодняшний день так и не принят федеральный закон об этнологической экспертизе.
Проектный офис развития Арктики (ПОРА) на протяжении нескольких лет организует разработку сводной методологии неправительственной этнологической экспертизы. 27 июля эксперты ПОРА обсудили возможности стандартизации процедуры и особенности её применения на практике.
По своей воле
На данный момент этнологическая экспертиза как правовое понятие закреплена в №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" как "научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса". Там же закреплено право малочисленных народов участвовать в её проведении. Однако прямой обязанности на проведение этнологической экспертизы для недропользователей не установлено, и данный этап проводится компаниями по собственной инициативе.
В конце июля 2023 года в Мурманской области завершился полевой этап этнологической экспертизы в связи с планируемой разработкой Колмозёрского месторождения лития. Лицензия на право пользования участком принадлежит ООО "Полярный литий", совместному предприятия "Норникеля" и Горнорудного дивизиона ГК "Росатом". ПОРА выступает оператором этнологической экспертизы проекта.
По словам Василия Захарова, главного менеджера департамента федеральных и региональных программ ПАО "Норникель", на основании этнологической экспертизы вырабатывается план взаимодействия компании с коренными народами. Он включает три составляющие: снижение возможного воздействия объекта на предпроектной стадии, компенсация ущерба и мероприятия в области устойчивого развития. В начале 2024 года по итогам этноэкспертизы планируется процедура получения от жителей района предварительного осознанного согласия на реализацию проекта.
Закон не писан
Советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Сергей Тимошков отметил, что отсутствие консенсуса относительно целей экспертизы и универсального инструментария осложняют разработку соответствующего проекта федерального закона.
В то же время альтернативой отдельному закону может быть внесение дополнений в 82-ФЗ о гарантиях прав коренных малочисленных народов. По словам Ирины Самсоновой, главного научного сотрудника Академии наук Якутии, если немного расширить понятие этнологической экспертизы, упомянутое в этом законе, и прописать случаи его применения и предмет исследований, "будет сделан большой шаг".
К слову, Республика Саха (Якутия) до сих пор остаётся единственным регионом РФ, в котором разработано и действует законодательство об этнологической экспертизе. За 13 лет его существования в регионе проведено 52 экспертизы, в работе находятся восемь проектов, которые касаются таких объектов, как газопровод "Сила Сибири" и космодром Восточный.