С 1 августа в России начала действовать единая электронная виза для иностранцев. Получить её, как написал ТАСС, смогут граждане 55 государств, в том числе европейских. Виза даёт им право на однократный въезд в Россию в качестве туристов, а также для участия в различных мероприятиях, в том числе деловых. Срок действия документа 60 суток со дня оформления, находиться по нему в стране можно будет не более 16 суток. Министерство экономического развития ранее посчитало, что в том числе благодаря запуску электронных виз въездной турпоток по итогам 2023 года может вырасти до 10 млн человек. Цифра, мягко говоря, амбициозная. В 2019 году Россия приняла более 5 млн иностранных туристов, а в 2022–м всего 200 тыс. человек.
Впрочем, сколько бы иностранцев ни приехало, какая–то часть этого потока, несомненно, окажется в Петербурге. Город почти вышел на допандемийные объёмы по количеству приехавших гостей, но гостиничный фонд всё равно остаётся недозагруженным. По оценкам экспертов, в первом полугодии 2023 года в среднем загрузка отелей едва превысила 60%, а в 2018–2019 годах доходила до 70%.
Согласно прогнозам, в этом году в городе на Неве побывает более 8,5 млн человек. Это даже чуть больше, чем в 2018–м, когда Петербург вместе с ещё 10 городами принимал матчи чемпионата мира по футболу. Но 5 лет назад половину въездного турпотока обеспечили иностранцы, а сейчас их вклад находится на уровне 3–4%.
Петербургская индустрия гостеприимства заинтересована в возвращении гостей из–за рубежа. Иностранцы более щедро оставляют деньги в городе, чем россияне. По подсчётам комитета по развитию туризма, россияне за поездку в среднем тратят 44 тыс. рублей, граждане СНГ около 65 тыс., приехавшие издалека — 100 тыс. рублей и более. Граждане России, привыкшие к экономии, стараются останавливаться у родственников, снимать недорогие апартаменты в спальных районах. Иностранцы предпочитают размещаться в гостиничных номерах.
Впрочем, говорить, что с запуском электронных виз в страну хлынет вал иностранцев, преждевременно. Въездная составляющая туриндустрии сейчас находится в стадии трансформации. Вместо привычных европейцев отрасли придётся учиться работать с гражданами других стран, постигать их культуру, учитывать обычаи. Предстоит большая кампания по продвижению России и Петербурга в этих странах. Только после этого можно будет говорить о возможности если не полного восстановления, то хотя бы значительного роста въездного турпотока.