Рост среднего чека, новая мотивация к покупке, эффективные форматы розницы — о тенденциях 2023 года в ювелирном ретейле "ДП" рассказал генеральный директор сети "585*ЗОЛОТОЙ" Алексей Феликсов.
Если начать сразу с инсайдерской информации: что сейчас происходит на рынке? Какие обозначились тенденции? И каковы прогнозы до конца 2023 года?
— Инсайдерская информация — это скорее про компанию, про рынок могу дать только оценочную. На мой взгляд, в текущий момент не происходит каких–то глобальных всплесков или падений. Давно наметилась консолидация вокруг крупных игроков — выручки прирастают не только у нас, но и у наших основных конкурентов.
Кто–то занимается агрессивным развитием — но мы смотрим внутрь компании, идём по пути улучшения, отстройки и оптимизации внутренних процессов. Прирастаем в деньгах, в том числе за счёт удорожания сырья, — это ещё одна общая тенденция на рынке. Но в целом я бы не сказал, что люди стали больше тратить на золото: скорее, стали покупать реже, но дороже. То есть мы отмечаем повышение среднего чека при общем снижении трафика в магазины и спроса на продукцию.
Также заметно, что на ювелирный рынок выходят игроки из других сфер ретейла — в свою очередь мы, пока в шутку, обсуждаем возможность расширить присутствие и заняться, например, ещё и одеждой в сегменте "массмаркет".
Конечно, важным направлением остаётся развитие e–com, в частности создание и популяризация приложений. Эта тенденция глобально обозначилась ещё в пандемию и актуальна до сих пор.
Что касается прогнозов, до конца года — это достаточно короткий срок. Но, учитывая, что сложный 2022-й мы всё–таки закрыли в плюсе на 6,9% и, по рейтингу INFOline, вошли в топ-3 наиболее быстрорастущих ювелирных сетей России, а по представленности сохраняем лидерскую позицию, на потенциальные итоги 2023-го мы тоже смотрим оптимистично. Если не будет новых глобальных макроэкономических, геополитических факторов, то год мы закроем в плюсе, а рынок продолжит развиваться по обозначенным векторам.
Алексей Феликсов, генеральный директор сети "585*ЗОЛОТОЙ"
Как меняются поведение и запросы покупателей?
— В первую очередь заметен рост спроса на изделия из золота. Если ещё в 2020 году 60% продаж приходились на более бюджетное серебро, то в последние годы очевиден приоритет более дорогих изделий. Вырос интерес к продукции, которая может рассматриваться как инвестиции, — например, тяжеловесные цепи и браслеты. Плюс, по нашей внутренней статистике, заметно растёт спрос на изделия с камнями: бриллиантами, изумрудами, сапфирами, топазами, гранатами. Это скорее не тенденция всего рынка, а именно результат ценовой политики и маркетинговой стратегии компании. По этой категории прирост среднего чека в 2023 году составил порядка 26%.
Кроме того, изменилась мотивация к покупке. Если обычно в кризисные времена потребитель руководствуется принципом "купить подешевле и попроще", то в 2022-м и особенно в 2023 году на первый план вышли эмоциональные, а не рациональные факторы приобретения — желание порадовать себя, получить позитивный опыт на всех этапах: от общения с консультантами, от примерки, от особых условий и бонусов.
Именно с эмоциональным фактором связано репозиционирование "585*ЗОЛОТОЙ", которое бренд проведёт совместно с дизайн-студией Артемия Лебедева.
Какие каналы взаимодействия с клиентом сейчас показывают себя как наиболее эффективные?
— В массовом сегменте важно задействовать все актуальные каналы взаимодействия: SMM, digital, мобильное приложение, email-рассылки, SMS, push–уведомления, кросс-маркетинг, рекламу на местах. Каждый из них имеет свои особенности и может быть эффективным — это зависит от сезонности. Часто мы используем их каскадно. Важно не злоупотреблять каким-то одним каналом. Быть щедрыми, но не задаривать подарками и уникальными скидками, чтобы эти акции не стали привычными и незаметными для клиента.
Прошлый год был непростым для ретейлеров, российский ювелирный рынок сократился на 7%. При этом ваша компания показала рост продаж. В чём секрет?
— Он прост: нужно всё время импровизировать и искать возможности для роста, невзирая ни на что. Важно не впадать в уныние раньше времени — как показывает практика, последствия любых кризисов всегда оказывались менее негативными, чем казалось сначала.
За 23 года существования нашей компании накопился большой опыт преодоления кризисов — 2008, 2013–2015, 2020 годов. Менеджмент сети стабилен, нет текучки, мы ценим кадры, которые принимают эффективные решения в непростых ситуациях и мобильны в своих стратегиях.
Что касается любви клиентов, главный секрет — во взаимности. Мы всегда стараемся предложить больше, предвосхитить ожидания, сделать всё, чтобы опыт покупки, взаимодействия с нашей сетью был максимально позитивным для клиента. В том числе поэтому мы сейчас развиваем ювелирные мастерские — всё для удобства клиентов.
С 2020 года особенно заметен курс на e-com. Но ювелирный ретейл считается довольно ригидной нишей, где по-прежнему ведущая роль у офлайна. Наметились ли здесь изменения?
— Действительно, ювелирный ретейл остаётся сферой, где люди предпочитают совершать саму покупку в офлайне после примерки. Но выбирать изделие, бронировать его, знакомиться с ассортиментом и ценами им удобно в онлайне. Зачастую именно здесь "начинается" покупка и формируется лояльность к компании.
Разработка, запуск и популяризация собственного приложения является для нас одним из приоритетных направлений в 2023 году — мы начали позже других игроков и пока отстаём, поэтому намерены догонять. Изначально компания делала ставку на широкую розничную базу, а сейчас у нас есть возможность по опыту конкурентов увидеть, что работает, что нет.
Опять же не будем забывать об известном кейсе We try harder — это был слоган известного сервиса по прокату автомобилей Avis. Они не были лидерами в своей нише и сделали это своим преимуществом: "мы стараемся сильнее", чтобы вы выбрали нас, потому что в этой сфере мы пока догоняем. А значит, нам есть куда расти — и это внушает оптимизм, мы видим здесь большой и вполне реализуемый потенциал для компании.