Турция готовится к рекорду по российскому туристическому трафику и одновременно входит в топ самых дорогих направлений отдыха. Так нужен ли берег турецкий, и где ещё отдыхают петербуржцы вместо Турции.
Турция летом 2023 года держится в топе самых популярных направлений для отдыха среди россиян. За полгода страну посетили около 2,6 млн туристов из России. Для сравнения, за весь 2022 год в республике отдохнули 5,2 млн соотечественников.
У страны появился серьёзный недостаток для большинства туристов. Средний чек путёвки на одного человека увеличился почти вдвое и превысил 100 тыс. рублей. Из недорогого варианта семейного отдыха Турция превращается в премиальное направление.
Стамбул вместо Испании
Как указывают аналитики АТОР, на турецких курортах стало больше россиян, которые могут позволить себе пятизвёздочные отели и дополнительные услуги. Для этих путешественников Турция заменила Испанию, Монако и другие недоступные теперь европейские направления. У людей, которые в качестве отдыха рассматривают только зарубежные поездки, а не российские регионы, есть несколько причин выбрать Турцию.
Для въезда в страну не нужна виза, например, в отличие от Египта. В ситуации, когда получение документов может затянуться, а многие страны перестали выдавать визы на продолжительный срок, это становится серьёзным преимуществом.
Второе достоинство страны — комфортные рейсы. В Стамбул и Анталию долететь проще и быстрее, чем в Венесуэлу или на Кубу.
Многие путешественники воспринимают Турцию как традиционное направление отдыха и уже не раз бывали там. Генеральный директор ООО "Драйв-тур" Кира Журавская рассказывает, что некоторые люди летят в конкретные отели и локации. В те, что они уже знают и любят.
Однако для туристов, не столь привязанных к берегам Босфора, отдых в подорожавшей Турции могут быть сомнительным удовольствием. Аналитики АТОР указывают, что после подорожания перелётов и отелей в Турции всё больше россиян из среднего класса присматриваются к летнему отдыху в ОАЭ. В Эмиратах туристов привлекает высокий уровень сервиса и развитая инфраструктура.
О том, что Турция переоценена, говорит заведующая кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса факультета международных отношений и политических исследований РАНХиГС Марина Морозова.
“
"Поехать в Турцию и поехать в Абу-Даби — это две большие разницы по качеству сервиса и инфраструктуры и даже по тому, насколько выставлен климат-контроль в помещениях . В Турции инфраструктура очень проигрывает, особенно в жару", — указывает Марина Морозова.
Дача вместо Антальи
Дорогой средний чек отпугивает туристов, для которых раньше Турция была посильным направлением. Например, не каждая семья с детьми может позволить себе потратить несколько сотен тысяч рублей на двухнедельное путешествие.
“
"Показатель дополнительного спроса поездок в Турцию может увеличиваться, но это вовсе не означает, что уровень жизни в России растёт, и её жители становятся богаче. Нужно помнить, даже если страну посетят 6–7 млн россиян, то в процентном соотношении от всего населения России, это лишь около 4–4,25% ", — отмечает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Артём Голубев.
Люди, для которых средний чек путёвки в Турцию оказался слишком высоким, ищут альтернативные способы отдыха. Например, остаются в России и путешествуют по регионам. Среди популярных направлений внутри страны Кира Журавская называет Алтай, Дагестан, Дальний Восток и Сахалин.
Ещё один способ провести отпуск — загородный или дачный отдых. Петербуржцы отправляются за город на выходные или проводят на природе весь отпуск.
Рыбаки выталкивают в воду надувную резиновую лодку с комплектом спиннингов в Ладожское озеро.
“
"Важна прежде всего доступность водоёмов и рекреационные условия. Например, востребован отдых у Ладожского озера. Конечно, отпуск у моря и у Ладоги — это совершенно разные типы отдыха. Но в условиях жаркого сезона такой вариант тоже может быть интересен", — рассуждает Марина Морозова.
Хрупкое равновесие
Ещё одна причина снижения турпотока, кроме стоимости — непредсказуемость. Директор компании "Драйв-тур" Кира Журавская объясняет, что нестабильная политическая ситуация заставляет путешественников задуматься над поездкой. Стоит ли отправляться в Стамбул, если периодически возникают сложности, например, с оплатой банковскими картами. Недавно эту проблему решили, и появилось приложение Letim для оплаты покупок в Турции. Но, как отмечает эксперт, обычному человеку сложно уследить за всеми изменениями. Намного проще подумать над другими вариантами отдыха.
Эти сомнения развеивает заведующая кафедрой социальных технологий РАНХиГС, доктор политических наук Инна Ветренко. Профессор указывает, что политические отношения между странами никак не повлияют на туристический поток россиян и гостеприимство турецкой стороны.
“
"Многие считают, что выход России из зерновой сделки — это своего рода месть за выдачу командиров Азова или формирование Эрдоганом правительства, ориентированного на Запад и США. Безусловно, это не так. Россия всегда решает все вопросы языком дипломатии. Мы вышли из-за того, что не были учтены наши условия. Я считаю, что на туристическую сферу политические аспекты никак не повлияют. Россияне как ездят, так и будут ездить. Отношение турок к россиянам, как к туристам очень лояльно. Они понимают, что их экономика во многом держится на туризме, а основной турист едет из России", — говорит Инна Ветренко.
С ней не совсем согласен Артём Голубев. По его мнению, из-за проблем экономики, высокой инфляции, по ряду дипломатических сложностей с Европой Турция заинтересована в России. Но России сотрудничество с Турцией нужно сильнее. Сколько продлится туристический взлёт и хорошие отношения между двумя странами, предсказать невозможно.
Транзитный узел
Статистика показывает, что большая доля путешественников не задерживается в Турции надолго. Они используют аэропорты страны для транзитных поездок. Стамбул стал пересадочным хабом для россиян, которые отправляются за рубеж. По этому показателю количество туристов даже превысило доковидные годы. Например, отмечает Кира Журавская, только через Стамбул можно улететь в Израиль, прямые рейсы стоят дорого, а купить на них билеты из России практически невозможно.
Вторая проблема — на чём лететь. Самолёты Аэрофлота и Победы, находящиеся в лизинге у европейских компаний, не рискуют пересекать границу, где их могут конфисковать. Поэтому россияне покупают билеты у крупных зарубежных авиакомпаний.
Такой компанией стала турецкая компания Turkish Airlines, которая способна перевести множество пассажиров. Например, в 2023 году из Петербурга в Стамбул каждый день вылетают три рейса, а маршрут между Северной столицей и Антальей стал ежедневным.
Самолёт Turkish Airlines в Пулково.
“
"По моим примерным подсчётам, 75–80% перевозок в Турцию выполняет Turkish Airlines чартерными рейсами. У Turkish Airlines в парке несколько сотен авиалайнеров, порядка 500. Для сравнения, в разы меньше пассажиров может перевести египетская авиакомпания EgyptAir, у которой всего несколько десятков лайнеров", — говорит доцент кафедры экономики РАНХиГС Артём Голубев.
Как говорят эксперты, опрошенные "ДП", пересадки в Стамбуле, вероятно, останутся востребованными у россиян ещё надолго.