Шоу должно продолжаться: музыкальные фестивали делают ставку на новые имена

Автор фото: Ермохин Сергей

Индустрия летних музыкальных фестивалей с 2020 года находится в стадии трансформации. Имена на афишах меняются, у начинающих коллективов появляется больше возможностей заявить о себе перед значительной аудиторией. что представляет собой концертная жизнь Петербурга летом 2023–го.

Календарь с анонсами на Open–air.ru этого года насчитывает свыше ста фестивалей в России. По доле трат на развлечения концерты занимают второе место после спектаклей. При этом, по данным "Яндекс.Афиши", стоимость билетов на развлекательные мероприятия увеличилась на 30% по всей стране.
Впрочем, говорить, что отрасль полностью восстановилась после навалившихся на неё ещё с начала пандемии сложностей, преждевременно. Многие крупные проекты до сих пор заморожены, их перспективы туманны. Так, крупный рок–фестиваль "Нашествие" переносится в четвёртый раз, отменились фестивали "Гринландия", "Музыка свободы", Dobrofest. Однако ряд других проектов продолжается, иногда в изменённом формате.

Переворот в лайнапах

Фестиваль "Живой!" проводится ежегодно с 2008 года. В этом году в лайнапе представлены 50 артистов, они будут выступать 2 дня на трёх сценах. В 2012 году проект начал получать поддержку двух комитетов Смольного — по культуре и молодёжной политике, рассказывает генеральный продюсер фестиваля Андрей Новиков. "Событие традиционно проводилось с бесплатным входом, в прошлом году мы не получили поддержку и были вынуждены сделать платные билеты. В этом году комитет по молодёжной политике вновь нам помогает. Финансирование фестиваля состоит не только из этой поддержки, у нас есть партнёры. В том числе площадка “Сад Меншикова”", — объясняет он. По словам Андрея Новикова, фестиваль окупается за счёт поддержки города и продажи VIP–билетов. Их стоимость за год выросла не более чем на 10%, уточнил он.
Представители фестивалей Just Fest, Roof Fest и Red Summer согласны с такой оценкой роста цены.
От стоимости серьёзно зависит посещаемость. Так, в прошлом году с платным входом на "Живой!" пришли 3 тыс. человек. В этом году ожидается 10 тыс. человек, столько же приходили в прошлые годы, когда вход был свободным.
"Состав хедлайнеров сильно поменялся, ведь многие артисты сейчас находятся вне России", — объясняет генпродюсер. В этому году 70% лайнапа "Живого!" занимают артисты, которым ещё предстоит сформировать свою аудиторию. Впрочем, хедлайнеры тоже будут, в день предполагается выступление пяти популярных в Петербурге групп, которые и приведут основную массу людей.
Представитель команды фестиваля альтернативного рока Just Fest, который проводится впервые, отметил, что из–за отъезда ряда исполнителей некоторым артистам приходится выступать в одном городе по 2–3 раза за сезон. Чтобы удержать внимание аудитории к своим проектам, организаторы фестивалей ищут новые формы мероприятия, составляют нетривиальную или мультижанровую программу и продумывают концепции. Например, Just Fest проводится в формате open–air в самом центре города — в пространстве "Двор Гостинки". Проект соберёт на одной площадке представителей старой и новой школ рока, каждый исполнитель сыграет полноценный концертный сет.
Сооснователь фестиваля Roof Fest и генеральный директор Roof Place Кирилл Даровских рассказал, что шоу пройдёт в привычном формате. Но уже в следующем году площадка будет пробовать новые форматы — микрофестивали с малоизвестными исполнителями и молодыми артистами.
Основатель Stereoleto Илья Бортнюк рассказал, что на лайнап фестиваля дефицит артистов не повлиял. В этом году, как и в прошлые годы проведения "Стереолета", был представлен уникальный состав хедлайнеров из 36 разных исполнителей. "Лев Лещенко сделал специальную программу для нашего фестиваля, включив туда духовую секцию. Дельфин выступил с уникальным шоу, которое больше нигде не проводилось", — объяснил Илья Бортнюк.
Одним из вариантов смены формата можно назвать серию сольных концертов, которые проводятся в разные дни под эгидой фестиваля. Яркий пример такого проекта — Red Summer. Говоря об изменении лайнапов, Валерия Третьякова, проджект–менеджер компании Line Up group, которая занимается организацией Red Summer, подчёркивает, что составы артистов трансформируются ещё и в зависимости от музыкальных трендов. Вкусы молодёжи, которая является основной аудиторией фестивалей, меняются.

Без заморских звёзд

Привоз иностранных артистов затруднён ещё с начала эпидемии коронавируса. В этом году на сцену "Живого!" не выйдет ни одного иностранного артиста. Андрей Новиков вспомнил, что последний раз зарубежная группа выступала на фестивале ещё до пандемии.
"Раньше у нас все хедлайнеры были иностранцы, теперь работаем в новой реальности", — говорит Кирилл Даровских. До коронавируса на Roof Place привозили зарубежных исполнителей, которые в это время находились в туре. По–другому организовать концерт иностранного артиста не было возможным из–за ограниченности площадки (3 тыс. зрителей). Смета с привозом, гонораром, отелем и трансфером не окупалась таким количеством билетов.
Впрочем, привезти иностранцев можно и сейчас. Так, в программе Stereoleto присутствовали сразу два зарубежных исполнителя — турецкая группа Lalalar и израильская певица Shiran.

Помощь зала

Отвечая на вопрос, насколько выросли затраты и повлияло ли это на рост стоимости билетов, Андрей Новиков отметил важность партнёрства с крупными социальными сетями. "“ВКонтакте” поддерживает нас рекламой. Сейчас ощущается сплочённость бизнеса, и многие вопросы рекламы удаётся решить коллаборациями, а не за счёт глобальных финансовых вложений", — отметил он. Илья Бортнюк согласен, что спонсорских интеграций действительно стало больше.
А вот команда Just Fest не заметила увеличения взаимовыручки. Зато спонсоров, которыми раньше часто выступали крупные международные компании, стало меньше. Спонсорский бюджет мог компенсировать порядка 50% от общих затрат проекта. Теперь организаторы рассчитывают только на поддержку зрителей и доходы от продажи билетов.
Валерия Третьякова, в свою очередь, считает, что партнёрская поддержка осталась на прежнем уровне. Просто в городе стало больше мероприятий и компании не готовы помогать всем сразу, считает она.
Урбанист Даниил Воронин уверен, что музыкальные фестивали — это хорошая возможность привлечь в Петербург новых туристов.
"Приехав однажды на фестиваль, многие из гостей обязательно вернутся посмотреть город", — считает он.