Эксперты сомневаются, что возвращение РФ и КНР к безвизовому режиму всерьёз увеличит китайский турпоток. Однако надежды у бизнеса всё же есть.
Россия и Китай с 1 августа возобновили безвизовый обмен. Как сообщили в Минэкономразвития, от китайской стороны получено подтверждение, что Поднебесная готова принимать российские туристические группы и направлять своих туристов.
Ранее, в июле 2023 года, состоялся финальный обмен списками туроператоров, имеющих право отправлять и принимать безвизовых путешественников. Безвизовое соглашение для групповых туристических поездок между Россией и Китаем действовало с 2000 года и позволяло организованным туристам в группе по 5–50 человек посещать соседнюю страну по спискам без визы и находиться там до 15 дней. В 2020 году действие соглашения было приостановлено из–за пандемии COVID–19.
В петербургском комитете по развитию туризма считают, что введение безвизового режима для организованных групп может привести к росту турпотока из Китая. До пандемии Поднебесная была в числе лидеров по въездному туризму в Петербург, в 2019 году город посетили 951 тыс. гостей из КНР — примерно пятая часть всех иностранных туристов, которые тогда приехали.
Где же деньги?
По оценкам Минэкономразвития, по итогам текущего года въездной поток в РФ китайских туристов может вырасти до 10 млн человек. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) накануне сообщили, что первая группа китайских туристов уже оформляется и прибудет в Россию на наступившей неделе. Как рассказали в пресс–службе туроператора "Интурист", группы с материкового Китая и так активно едут в Петербург, но для их въезда оформляются визы. Китайский туризм до пандемии был весьма сомнителен с точки зрения доходности для принимающей стороны, так как значительная часть расходов делалась гостями из Поднебесной через китайские платёжные системы и деньги оставались на счетах за Великой стеной.
Как отмечает заведующий лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Валерий Гордин, за прошедшие годы были попытки изменить ситуацию. Например, сейчас вводится использование для въезжающих туристов карт "Мир", но эксперт сомневается, что эта практика распространится на китайцев. Для экономики же важно, чтобы, создавая нагрузку на петербургскую инфраструктуру, туристы приносили бизнесу и бюджету города деньги.
"Кроме того, до пандемии в Китае действовала система стимулирования выездного туризма путём субсидий, это создавало в России поток гостей среднего и ниже среднего класса. Сейчас этот закон отменён, но не факт, что к нам поедут состоятельные китайцы. Им Петербург был в значительной степени интересен с точки зрения шопинга, но в 2022 году из России ушли многие востребованные мировые бренды. Вопрос, сможем ли мы компенсировать это параллельным импортом, открыт", — говорит Гордин.
Независимый директор по развитию Kravt Group Ангелина Самадова считает, что в партнёрстве с китайскими туроператорами для отелей есть потенциал. Важно, чтобы возобновление турпотока происходило по всем направлениям — как среди групповых, так и среди индивидуальных туристов.
Далеки до реализации
Впрочем, как отмечают в РСТ, для полноценного перезапуска механизма безвизовых поездок потребуется время, а пока китайские компании не могут принимать такие группы. "Работает только виза по прилёте, которая оформляется пассажирам в количестве от двух человек, путешествующих по одному маршруту с прибытием в Шанхай. Прямые рейсы в этот город выполняются из Петербурга", — сообщила "ДП" руководитель комиссии по выездному туризму РСТ на Северо–Западе, генеральный директор туроператора "Арт–Тревел" Мария Ушакова.
По её словам, интерес к Поднебесной у россиян есть, длительные перелёты по 8 часов в нынешних реалиях мало кого отпугивают. Цены на авиабилеты, кстати, этим летом ниже, чем до Турции. Преградой для восстановления воздушного моста из России в Китай выступает нерешённая проблема с двойной регистрацией существенной части отечественного авиапарка. Другие государства стараются не допускать в своё воздушное пространство такие самолёты, так как непонятно, какая страна в ответе за их безопасность и техническое состояние. Этой позиции придерживается и Китай.
До санкций почти весь российский пассажирский авиафлот стоял на учёте не в России, а главным образом на Бермудах или в Ирландии. После февраля–2022 авиакомпании спешно начали регистрировать свои лайнеры в РФ, но одновременно с этим исключить их из иностранного реестра оказалось тяжело, так как без согласия владельца–лизингодателя это сделать нельзя. А иностранные лессоры потребовали свои самолёты вернуть.По данным Минтранса РФ, на конец 2021 года российская "большая" пассажирская авиация обладала 801 самолётом. Из них 78 единиц в прошлом году были арестованы за рубежом по требованию иностранных лизингодателей. Большинство оставшихся перерегистрированы в РФ.
Однако, по подсчётам "ДП" на основе данных, опубликованных Flightradar24, около 400 самолётов российских авиакомпаний всё ещё остаются с двойной регистрацией, несмотря на попытки игроков рынка вывести их из этого неопределённого состояния.
В марте глава Минтранса Виталий Савельев заявлял, что правительство РФ выделило порядка 300 млрд рублей на выкуп самолётов у иностранных лизингодателей. "Аэрофлоту", например, удалось выкупить по крайней мере 18 судов. Сейчас, как заявлял в ходе ПМЭФ–2023 гендиректор компании Сергей Александровский, идут переговоры ещё по 47 самолётам. Технически без ограничений российские перевозчики на маршрутах между Россией и Китаем могут использовать российские Суперджеты — так, например, летает "ИрАэро". Но Суперджет — это региональный самолёт, и он может связать города КНР с Дальним Востоком и Сибирью, но до Петербурга без пересадок на нём не добраться. Как поясняет в разговоре с "ДП" один из экспертов отрасли, выходом в условиях дефицита отечественного флота может стать расширение присутствия китайских авиалиний в российском пространстве или по крайней мере в Пулково.