Торговые разногласия: для мелкой розницы в Петербурге наступили сложные времена

Автор фото: "ДП"

Мелкая розница в Петербурге страдает от высокой концентрации сетевых игроков и несовершенства законодательства.

Большинство предпринимателей сегмента МСП в Петербурге работают в сфере торговли. О проблемах, с которыми сталкиваются представители отрасли, говорили на конференции в Смольном 8 августа. Как отметил первый заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города (КППИиТ) Александр Ситов, в прошлом году сфера торговли обеспечила 38% бюджетных поступлений в Петербурге.
"Более 25 тыс. компаний работают в сфере розничной торговли города сегодня, около 10 тыс. — в сфере общественного питания. Предприятия потребительского рынка составляют почти 20% работодателей Петербурга", — подчеркнул он.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Валерий Калугин также отметил, что основная доля ВРП города приходится на торговлю. Однако рынок ретейла сегодня переживает непростые времена. Негативное влияние на него оказывают пока ещё сохраняющийся режим экономии среди населения, отток покупателей из больших форматов (в том числе гипермаркетов), снижение ассортимента на полках.
Как отметила доцент Высшей школы сервиса и торговли СПбПУ Татьяна Кириллова, во всех федеральных округах России наблюдается рост доли крупных розничных сетей. Петербург же лидирует по этому показателю. Так, в 2020 году на сети в городе на Неве приходилось 59,4% в общем объёме оборота розницы, в 2021–м — 57,8%, в 2022–м — 63,7%. "Исторически сложилось так, что город стал колыбелью розничных сетей, в том числе благодаря географическому положению", — прокомментировала она.
Отдельное внимание было обращено на малоформатную торговлю, которая особенно зависима от государства. Как указал заместитель председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Владимир Меньшиков, большинство нуждается не столько в государственной поддержке, сколько в возможности работать.
"Уже 3 года предприниматели не могут получить новые места для размещения киосков по продаже печатной продукции (газет, журналов). При этом сверху в субъект спускается требование, чтобы число таких объектов росло. Также остаются сложности с определением функционального назначения предприятий общественного питания и торговли. Если людям продают выпечку в заводской упаковке, предприятие работает как объект торговли. Но если оно добавляет в список товаров кофе навынос, его необходимо оформлять как общепит", — обратил внимание Меньшиков.
Кроме того, была упомянута старая проблема продления договоров аренды мест для размещения нестационарных торговых объектов. Субъекты имеют право устанавливать срок продления вплоть до 7 лет, но в Петербурге он составляет 2 года и только по договорам, истекающим в 2023 году.