Крупные ретейлеры и после нового года, скорее всего, сохранят возможность превышать максимальную долю рынка в 25%.
До июня 2022 года крупные торговые сети не могли контролировать более 25% регионального рынка. Однако в прошлом году им позволили превышать эту норму (при условии покупки новых площадей у иностранных компаний, покидающих российский рынок). Поблажку дали на срок до 31 декабря 2023 года, но, согласно законопроекту, размещённому на regulation.gov.ru, её действие может быть продлено ещё на год. В 2022 году снятие ограничения позволило X5 Group приобрести 16 магазинов закрывшейся финской сети Prisma.
Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков замечает, что продажа бизнеса — это всегда продолжительный по времени процесс. Особенно в текущих условиях, когда менеджмент компаний пытается одновременно договориться и с акционерами, и с российскими властями. Плюс не всегда потенциальный покупатель в состоянии аккумулировать необходимый объём средств или заручиться поддержкой банков.
"Многие сделки пока не пришли к логическому завершению. Чтобы вся работа не была сделана зря, снятие ограничений по доле было продлено. Думаю, что этому предшествовали многочисленные просьбы участников рынка", — замечает эксперт.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская предполагает, что мера направлена на защиту потребителей и сотрудников в случае, если сеть, подконтрольная иностранным собственникам, примет решение уйти с российского рынка. Продлевается, скорее всего, из–за планов крупного ретейла по покупке активов иностранных компаний.
"На рынке осталось не так много иностранных сетей — “Ашан”, METRO, “Глобус”, Selgros, Spar (но они работают по франшизе). Насколько я знаю, они не планируют уходить. Но “Леруа Мерлен”, входящее в один холдинг с “Ашаном” (Adeo Group), планирует передать управление местной компании. Возможно, что следом за ним последует и сам “Ашан”. Видимо, Минпромторг хочет заранее подстраховаться", — считает Синявская.
Согласно заявлению министерства "…сохраняется риск приостановления осуществления деятельности на территории РФ торговых сетей, которые подконтрольны иностранным юридическим лицам, в результате чего российским потребителям может быть ограничен или прекращён доступ к приобретению товаров, в том числе к социально значимым продовольственным и непродовольственным товарам первой необходимости" (цитата по Интерфаксу).
Генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков считает, что вместо поддержки локального бизнеса Минпромторг лоббирует интересы крупных, федеральных ретейлеров, которые готовы с огромным дисконтом приобрести активы зарубежных торговых компаний и усилить свои рыночные позиции.
“
"Иностранных сетей осталось не много, и я думаю, что это лишь вопрос времени, когда они уйдут. Многие сейчас переоформили бизнес, чтобы в какой–то степени разорвать отношения с материнскими зарубежными компаниями. Сейчас не так просто реализовать свои активы в России", — добавляет Федяков.
Эксперт отмечает, что крупные региональные сети вынуждены покидать рынок и продавать активы федеральным игрокам. Их показатели не могут быть конкурентоспособными по отношению к федеральным ретейлерам. "Ещё ни одному рынку не помогало снижение конкуренции. Уже совсем скоро рынок будет поделён между несколькими крупными игроками, которые будут навязывать свои условия как поставщикам, так и потребителям", — заключает Федяков.