Казалось бы, строительство дорог — это задача города или региона. Однако реализация проектов на ещё только осваиваемых территориях диктует иные правила игры: порой улицы прокладывают и застройщики жилья. "ДП" изучил, какие магистрали в Петербурге были построены на частные средства за последние пару лет.
Транспортная доступность — один из главных факторов, который учитывают покупатели при выборе жилья. Если комплекс расположен недалеко от крупных магистралей, это сразу увеличивает привлекательность проекта. Но далеко не все новостройки возводятся в районах со сложившейся дорожной инфраструктурой. Когда девелоперы осваивают бывшие совхозные поля и промзоны, то дороги там приходится проектировать и строить "с нуля". Несмотря на то, что создание магистралей общегородского значения находится в ведении властей, у города не всегда хватает средств делать это вовремя за счёт бюджета.
"Развитие городской улично-дорожной сети закладывается в Генплане. Чтобы быстрее обеспечить жителей подъездами к жилым комплексам, по согласованию с властями и после того, как получены необходимые разрешения, застройщики могут за собственный счёт выполнить работы по их проектированию и строительству. Затем дороги передаются на баланс города, и за их содержание отвечают профильные органы власти", — объяснила "ДП" руководитель Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева.
По словам эксперта, полный цикл от начала проектирования до ввода в эксплуатацию может занимать до трёх лет. Строительно-монтажные работы, включая прокладку инженерных коммуникаций, могут проводиться около года, в зависимости от протяжённости участка. Как показывает опыт, такую работу удобнее и эффективнее всего координировать в проектах комплексного освоения территорий, когда один район застраивает один девелопер, создавая все необходимую инфраструктуру.
Раз участок, два участок — будет улица
В 2022-2023 годах девелоперы Петербурге построили порядка 10 улиц либо их участков. В большинстве случаев каждый застройщик ограничивался одной, максимум двумя дорогами. В прошлом году компания, которая возводит жилой квартал в Красногвардейском районе близ деревни Рыбацкое, запустила движение по Пахомовской улице, соединяющей Муринскую дорогу и Чарушинскую улицу.
Весной 2022 года в "Балтийской жемчужине", что в Красносельском районе, были открыты набережная Дудергофского канала на всём протяжении, а также участок проспекта Патриотов. Примерно в тоже время девелопер, застраивающий территорию бывшего шампиньонного завода предприятия "Лето" между Варшавской и Окружной железными дорогами и КАД в Московском районе, продлил ранее построенные им участки Идрицкой и Великолукской улиц, соединив их между собой. Пару отрезков улиц в прошлом году сдали два девелопера, работающие в Пушкинском районе.
Одну из улиц в промзоне Шушар, а именно Крановый проезд, в 2022 году построило ООО "Проект-девелопмент", входящее в PNK Group. По ней идёт основной въезд на территорию складского комплекса "Шушары 3" на Московском шоссе, 143–145, возведённого этой группой.
Много домов — много дорог
Больше всего улиц за последнее время спроектировал и построил сразу в трёх районах Петербурга Setl Group. В прошлом году холдинг построил в Московском районе Орбитальную улицу, а также участок Меридианной. Эти дороги окаймляют строящийся жилой комплекс "Зелёный квартал". Ранее там же было открыто движение по проходящей параллельно Пулковскому шоссе улице Георгия Гречко и по участку улицы Струве.
В начале августа этого года холдинг завершил строительство Арцеуловской аллеи и Верхне-Каменской улицы в Приморском районе, где недавно сдал последние корпуса своего проекта-"миллионника" "Чистое небо". Для движения дороги откроются с заселением домов. Всего же для "Чистого неба" Setl Group проложил почти 6 км дорог, включая 900-метровый участок Комендантского проспекта стоимостью около 1 млрд рублей.
ЖК "Чистое небо"
Также в июне этого года холдинг открыл движение по новому участку улицы Владимира Пчелинцева в Красносельском районе. Сейчас там строится малоэтажный жилой комплекс "Солнечный город. Резиденции". В 2022 году застройщик проложил первый участок этой улицы, а также часть улицы Ивана Куликова, которую в будущем продлят до проспекта Будённого. В апреле было запущено движение по новому участку улицы Бориса Шмелёва на территории проекта "Солнечный город", расположенного по другую сторону проспекта Ветеранов. В целом холдинг спроектировал и построил более 8 км дорог в этих кварталах.
В новостройках важна любая дорога
Совсем недавно Setl Group завершил проектирование и начал строительство продолжения проспекта Ветеранов от проспекта Будённого до Красносельского шоссе. Новая дорога будет четырёхполосной, с боковыми проездами, велодорожкой, светофорами и остановками общественного транспорта. Около Красносельского шоссе построят подземный пешеходный переход. Завершить работы собираются в ноябре 2025 года.
По словам руководителя общественной организации автомобилистов "СПБ.АВТО" Святослава Данилова, в новых жилых кварталах особенно остро стоит проблема транспортной доступности. Поэтому каждая новая дорога ценна для тысяч автомобилистов, которые туда заселяются и в последующем проживают. Даже маленькие улочки очень важны, поскольку они обеспечивают логистику внутри кварталов, помогают разъезжаться транспорту, организовать внутреннее движение, минимизировать количество пробок. Также это даёт возможность для размещения транспортных средств, поскольку не у всех есть возможность приобрести места в паркингах.
"Планирование любого квартала должно производиться с учётом потребностей и автомобилистов, и пешеходов, и маломобильных групп населения. Когда девелопер строит крупный проект с нуля, на пустом месте, возможности у него просто фантастические — можно организовать пространство максимально удобным способом. И, хотелось бы, чтобы именно так застройщики и поступали, а не просто возводили квадратные метры", — уверен общественник.
Рука об руку, плечом к плечу
Есть в Петербурге и примеры взаимодействия девелоперов и властей в сфере дорожного строительства. Недавно Setl Group завершил проектирование продолжения проспекта Авиаконструкторов от Верхне-Каменской улицы до Арцеуловской аллеи, строительством которого занимается Фонд капитального строительства и реконструкции. Этот участок дороги подрядчик планирует открыть осенью.
По такой же схеме власти города совместно с Setl Group ранее проложили участок проспекта Ветеранов от улицы Пионерстроя до проспекта Будённого. Несколько лет сразу целый ряд застройщиков профинансировали работы по строительству проезда под КАД, соединившего Верхнюю улицу в Выборгском районе Петербурга с Мурино. Сами работы осуществляла организация, выбранная властями Ленинградской области.