Проблема с сохранением и приспособлением для современного использования петербургского архитектурного наследия остаётся очень острой. Памятники разрушаются и привести их в порядок без участия бизнеса, только за счёт бюджетных средств, невозможно. Но девелоперы не рискуют "вписываться" в такие истории, опасаясь потери денег из-за протестов и непоследовательной политики городских властей. О том, каким может быть компромисс, говорили на онлайн-дискуссии "Архитектурные "чёрные дыры" Петербурга — что делать?", организованной проектом "Retrogradu.net — Архитектура Петербурга" и отделом бизнес-конференций "РБК Петербург".
Петербург — "чёрная дыра" для инвесторов, убеждён директор по региональному развитию А101 Вячеслав Семененко. "В стране огромное количество денег, просто они обходят город стороной. Инвесторы знают — в Питер лучше не заходить, потому у нас нет защиты инвестиций. Они все боятся — от малых инвесторов до инвесторищ. Профессиональные политики или кто хочет стать политиками сейчас формируют повестку. И девелоперы получают такую "цветомузыку", что проклинают своё желание работать с такими сложными вопросами как исторические памятники", — считает г-н Семененко.
Партнёр, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро "Качкин и Партнеры" Дмитрий Некрестьянов подтверждает: "Часты случаи, когда в середине проекта градозащитник приходит в суд и первое, что происходит — приостанавливается проведение работ в виде обеспечения. И уже неважно, чем закончится суд. Восемь месяцев ты платишь проценты банку и даже с текущей ставкой шесть процентов годовых на миллиарды — это некомпенсируемо".
Сегодня нет отрегулированного механизма по подаче исков, утверждает эксперт, и предлагает создать отдельный портал для публикации проектов, а также определить срок публикации с момента обнародования именно там.
Генеральный директор компании "Городъ" Татьяна Новицкая говорит о том, что проекты представлены в публичном поле — они выкладываются на сайте КГИОП и долго хранятся в архиве, но констатирует — суды становятся на сторону физических лиц, если те говорят: "я только узнал"
Член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и министерстве культуры РФ Михаил Мильчик полагает, что кто заинтересован, может и должен заглянуть на сайт ведомства. "И тогда, если его принципиально не устраивает проект, он имеет право подать в суд. Если кто-то не заметил, это проблема этого человека" — говорит он.
Эксперты дискуссии единодушны в том, что необходим системный план, но к каждому объекту должен быть индивидуальный подход. Вячеслав Семененко заявляет, что прежде всего необходимо определить экономическую эффективность проекта: "Если объект может быть экономически эффективен, то может быть реализован на рыночных принципах. Второй сценарий — меценатский, его, кстати, во всём мире реализуют крупные успешные компании, реставрирующие памятники архитектуры за свой счёт. Третий сценарий, когда не нашли мецената, а бизнес там экономически неэффективен, — это государственно-частное партнёрство, позволяющее компенсировать затраты через налоги или субсидии в части капитальных инвестиций. Нужна индивидуальная стратегия, ручная работа".
В качестве позитивного примера Татьяна Новицкая приводит Нижний Новгород, где разработана программа по реставрации памятников, предусматривающая адресную поддержку инвесторов. "Необходимо менять инвестиционное законодательство, которое должно предусматривать риски, в том числе и судебные, и девелопер не успевает реализовать этапы проекта в зафиксированные сроки. Можно предусмотреть получение предварительного согласия КГИОП на проект, прежде чем разрабатывать документацию. Необходимы изменения и в федеральное законодательство по срокам рассмотрения документов по выходу разрешения на приспособление объектов", — предлагает Татьяна Новицкая.
К дискуссии редакция портала "Retrogradu.net — Архитектура Петербурга" подготовила "БОлтийскую дюжину" — список объектов, которые приходят в упадок и требуют срочного начала работ по восстановлению: Конюшенное ведомство, Красный треугольник, Главпочтамт, особняк Брусницыных, дом Нобеля. Эксперты согласились, но дополнили и своими вариантами. "Солодовня "Новая Бавария" находится в плачевном состоянии, как житель Петроградской стороны я расстраиваюсь, что с ней происходит", — подчеркнул специалист по восстановлению исторических зданий ГК "Реновация" Ян Бобрышев.
Михаил Мильчик резюмировал, что нужно срочно принимать меры на Охтинском мысе, где, несмотря на уже существующий проект, до сих пор не ведутся работы.