Изучение иностранных языков может отсрочить наступление деменции, а также помочь справиться с депрессией и последствиями инсульта.
Изучение иностранных языков не только расширяет кругозор и является весомым конкурентным преимуществом при поиске новой работы. Те, кто владеет двумя или несколькими иностранными языками, реже сталкиваются с депрессивными и тревожными состояниями, менее подвержены сердечно–сосудистым патологиям и способны быстрее восстанавливаться после инсульта. Кроме того, изучение иностранных языков во взрослом возрасте может отсрочить наступление старческой деменции и болезни Альцгеймера.
Билингвы в выигрыше
Современные научные исследования подтверждают, что изучение иностранных языков служит эффективной профилактикой преждевременного старения мозга. "Изучение языков активирует тот участок мозга, который отвечает за то, чтобы кратковременная память переходила в долговременную. Между нейронами образуется больше связей и таким образом увеличивается когнитивный резерв. А чем он больше, тем лучше будет память в пожилом возрасте", — комментирует Патимат Исабекова, врач–невролог Lahta Clinic.
По словам Екатерины Демьяновской, врача–невролога лаборатории "Гемотест", распространённость неврологических расстройств в странах, где говорят сразу на двух языках, на 50% ниже, чем в регионах, где население пользуется только одним языком. "Дело в том, что любое обучение меняет мозг: в нём увеличивается количество и качество нервных связей, активируется работа лобной, нижней теменной и височной долей. Эти области как раз имеют решающее значение для памяти и внимания", — поясняет она.
Впрочем, точно так же множество исследований показывают и то, что само по себе знание одного или нескольких языков полностью устранить риск развития деменции не может. Хотя и способно значительно отсрочить наступление болезни. "Люди, знающие больше чем один язык, отодвигают потерю памяти, которая сопровождает старческое слабоумие, на 3–4 года", — рассказывает Екатерина Демьяновская.
По словам Дарьи Яушевой, психолога медицинского онлайн–сервиса "СберЗдоровье", изучение иностранных языков влияет и на физическое здоровье. "Есть исследования, которые подтверждают, что улучшается сердечно–сосудистая функция. Это происходит за счёт увеличения притока крови к мозгу и снижения риска гипертонии и сердечных заболеваний", — говорит она.
По этой же причине после инсульта значительно быстрее возвращают свои когнитивные функции те люди, которые владеют двумя и более языками. Это доказывает недавнее исследование Национального института психического здоровья и неврологических наук в Бангалоре (Индия), согласно которому более 40% двуязычных пациентов полностью восстановили свои умственные способности. В то время как возможность понимать, познавать, изучать, воспринимать и перерабатывать информацию вернулась менее чем к 20% пациентов, говорящих только на одном языке.
По словам Суварны Аллади, профессора неврологии Национального института психического здоровья и неврологических наук в Бангалоре, автора этого исследования, двуязычные пациенты также лучше справлялись с постинсультными тестами, которые измеряли их способность обращать внимание на поиск и систематизацию информации. "У них было меньше рисков заработать деменцию или связанное с ней состояние, называемое лёгким когнитивным нарушением", — пишет Суварна Аллади в своей работе.
Настроение улучшилось
Большое значение имеет изучение иностранных языков и в профилактике психических расстройств. В частности, по словам Дарьи Яушевой, снижается риск возникновения депрессии и тревожности. Это происходит благодаря развитию таких навыков, как гибкость и креативность, а также коммуникативных навыков, которые улучшаются, когда человек изучает новый язык.
"Кроме того, введение рутины и пусть небольшие, но стабильные шаги помогают ощущать себя справляющимся, способным, уверенным в себе, — добавляет специалист. — Возникает дофаминовое подкрепление (“я справился!”), поскольку дофамин выделяется при завершении действия и служит вознаграждением. Я уже не говорю о том, что изучение языка открывает новые возможности: можно планировать путешествия, чувствовать себя увереннее в незнакомых странах, а общение с носителями языка даёт новые эмоции и ощущение принадлежности к более широкому комьюнити".
Психолог уточняет, что изучение иностранных языков может предотвратить депрессию только на зачаточной стадии, когда болезнь ещё не перешла в глубокую фазу. Если всё зашло уже слишком далеко, то требуется фармакологическая поддержка и психотерапия. "Но если симптомы начальные (это называется дистимией) либо когда уже происходит выход из тяжелого состояния, изучение языков может поддерживать и стимулировать справляться с недугом", — убеждена Дарья Яушева.
Тренажёр для мозга
Впрочем, как рассказали эксперты, бывают и такие ситуации, когда изучение иностранного языка может принести больше вреда, чем пользы. "Существуют исследования, которые доказывают, что раннее обучение другому языку может привести к задержке развития родной речи. Поэтому второй язык часто рекомендуют изучать после 5 лет, когда словарный запас родных слов уже достаточный, — предупреждает Екатерина Демьяновская. — Кроме того, билингвизм может служить весомым стрессовым фактором, потому что ребенок вынужден постоянно переключаться. Это может повлиять на общее самочувствие и способствовать развитию связанных со стрессом заболеваний, например нарушений сна".
Евгений Фомин, руководитель направления ментального здоровья медтехкомпании "Доктор Рядом", также считает, что высокая вовлечённость в учебный процесс, которая ведёт к перенапряжению нервной системы, способна привести к стрессу. Однако, как уточняет Екатерина Демьяновская, для взрослых изучение языков не связано с развитием тех или иных патологий.
Суварна Аллади считает, что изучение языка совершает для мозга то же самое, что плавание делает для тела. "Любая физическая активность полезна для организма, но плавание особенно хорошо подходит для обеспечения сбалансированной тренировки с меньшим количеством травм, — поясняет учёный. — Точно так же и язык обеспечивает намного более тщательную тренировку мозга, чем, например, головоломки, чтение и другие виды умственной деятельности".