Афиша

байопик о жизни "железной леди" израиля голды меир, премьера которого состоялась зимой на берлинском кинофестивале, — "Голда. Судный день" — теперь и на экранах российских кинотеатров. открытие сезона в тюзе ознаменовывается премьерой за премьерой. сегодня свою версию "леса" островского представляет режиссёр уланбек баялиев, сделавший из пьесы "мелодраму по мейерхольду". более 300 экспонатов XIX–XX веков представлены на открывшейся в этнографическом музее выставке "Виноград и вино. Традиции народов Евразии". Они расскажут о том, как развивалось виноделие.

Как всякий байопик, тем более о политике, первой женщине премьер–министре Израиля, новую картину надо прежде всего рассматривать с точки зрения исторической правды. Не забывая при этом, что это всё–таки художественное высказывание. Итак, 1973 год, идёт "война Судного дня", разгоревшаяся по поводу того, что в праздник Йом–кипур Египет, Сирия и Иордания попытались отвоевать захваченные ранее Израилем территории. Дальше, если коротенько, Голда Меир эту войну смогла остановить. Но за это получила в родной стране судилище и отставку. Надо сказать, что в Израиле она была гораздо менее популярна, чем в Советском Союзе: ну это уже традиционно — "нет пророка в своём отечестве". И вот кинематографисты в лице израильского же режиссёра Гая Наттива решили восстановить справедливость и отдать дань уважения своей премьерше, но показали её в первую очередь феминисткой, той, что "коня на скаку остановит" и так далее. Играет эту крутую женщину Хелен Миррен, которой после роли английской королевы, казалось, выше и прыгать некуда. А вот ведь прыгнула.
→ В кинотеатрах города, 18+
Творчество Островского для Баялиева — знаковое: он уже ставил в московской Студии театрального искусства под руководством Cергея Женовача "Позднюю любовь". И событием в театральном мире стала его "Гроза" в Вахтанговском театре. На этот раз режиссёр обратился к написанной в 1871 году пьесе Островского, которую тот назвал комедией, а критики — самым глубоким и многозначным его произведением. И интерес к "Лесу" за прошедшие полтора века в театрах не спадает. Легендарным же стал спектакль Мейерхольда 1924 года, построенный на принципе монтажа аттракционов, в которых есть место и комедии дель арте, и средневековому фарсу, и русскому площадному театру. У Баялиева — свой "Лес": это территория театральности и комедиантства, хотя сатирической составляющей в его постановке будет по минимуму. И действительно, кого сегодня может развеселить или удивить мезальянс, главные персонажи которого барыня 50+ и 20–летний "никто". Вот и в новом спектакле акцент будет сделан совсем на другом. На чём — увидим на премьере.
→ ТЮЗ им. Брянцева, Пионерская пл., 1, 08.09, 19:00, 16+
In vino veritas — сказали древние. То есть истина в вине. Все это запомнили и до сих пор повторяют. Не зная про вторую часть поговорки — in aqua sanitas — здоровье в воде. Но выставка в Этнографическом музее не о второй части. И представлена на ней культурная сторона винопития, которое невозможно без виноделия. Орудия труда, хозяйственная и домашняя утварь для выращивания винограда и приготовления вина представлены во всём многообразии — надо сказать, что некоторые из них созданы из ценных материалов и представляют собой настоящие произведения искусства. А традиции застолий — в разных ракурсах: от домашней трапезы в гагаузском доме, мужского застолья в городском духане кавказского города до фамильного пиршества у народов Южного Кавказа. А где вино — там и сыр. Соответственно, этому продукту на выставке будет тоже предоставлено место — если не в реальном виде, то в рассказах о том, какой сыр с каким вином и в какой сезон предпочтительнее. В общем, "пей вино, Гертруда".
→ Этнографический музей, Инженерная ул., 4/1, до 31.12, 12+