КГИОП одержал победу в деле, где требовал от инвестора законсервировать дачу Мюзера в Зеленогорске. Инвестор утверждает, что консервация бесполезна.
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области частично удовлетворил иск комитета по охране памятников (КГИОП) к индивидуальному предпринимателю Степану Цепалкину об обязании в течение полугода выполнить консервацию памятника (противоаварийные работы), а в случае невыполнения решения в срок — выплачивать неустойку. Полный текст решения на момент подготовки материала обнародован не был.
Дача Мюзера на Театральной улице, 9, в Зеленогорске построена на рубеже XIX–XX веков. Охраняется как памятник архитектуры. После Великой Отечественной войны здание занимали различные учреждения. В 2012 году его продали за 10 млн рублей ООО "СК Карат". Масштабных восстановительных работ так и не началось. В январе нынешнего года дачу пытались продать на торгах за 20 млн рублей. Впоследствии стало известно, что объект выкупили совладелец ООО "ГК Реновация" Ян Бобрышев и его бизнес–партнёр Степан Цепалкин.
В январе иск КГИОП подавался к прошлому владельцу — СК "Карат". В июне по ходатайству истца ответчик сменился.
Как рассказал "ДП" Ян Бобрышев, в ходе процесса в комитете настаивали на том, чтобы возвести над зданием для его защиты временный саркофаг. Но это представляется бессмысленным, потому что несущие конструкции здания всё равно придётся разбирать и заменять их новыми. Только таким путём дачу можно восстановить (а бизнесмены собираются это сделать). Предприниматели возвели временные защитные конструкции над предметами декора, которые планируется сохранить. Особую ценность представляют изразцовые печи, которые не так уж часто встречаются в деревянных зданиях.
По словам предпринимателя, на данный момент получена исходная документация, сейчас продолжается процесс согласований. При этом Бобрышев подчеркнул, что не имеет претензий к КГИОП и с уважением относится к деятельности комитета.
"Я скептически отношусь к дорогостоящим саркофагам над такого рода зданиями, поскольку не вижу в них большого смысла", — сказал в комментарии "ДП" координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов. Градозащитник напомнил, что в Сестрорецке над несколькими старыми дачами подобные сооружения стоят уже несколько лет.
Что касается дачи Мюзера, то её, по оценкам экспертов, надо не консервировать (этим нужно было заниматься 10 лет назад), а как можно скорее приступать к реставрационным работам. Для чего, по–видимому, осталось только получить согласования. Отреставрировать дачу Мюзера без переборки, скорее всего, невозможно, учитывая, что внутри она частично обрушилась, соглашается Литвинов.
"ДП" направил вопросы в комитет по охране памятников.