России не грозит нехватка лекарственных препаратов. Однако из–за влияния инфляции, внешних факторов и сохраняющейся импортозависимости цены на них могут подрасти.
Фармацевтической отрасли введённые против России санкции коснулись в значительно меньшей степени, чем других сфер экономики. Однако без проблем не обошлось и тут. В основном возникающие сложности были связаны с изменением логистики и поставками импортного сырья или лекарственных препаратов. Впрочем, по мнению опрошенных "ДП" экспертов, к лету 2023 года почти все эти проблемы уже были решены.
Пока справляемся
Как рассказал "ДП" Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма", в первой половине 2023 года логистика претерпевала серьёзные метаморфозы, в результате которых заметно поменялись направления путей поставок. В частности, на фоне сокращения продукции, произведённой в Германии, Италии, Польше и Словении, выросли поставки из Чехии, Испании, Великобритании и Хорватии. Продолжают расти поставки и из других регионов — из Индии, Египта, Южной Кореи, Бразилии. Причём, как подчёркивает Беспалов, зачастую речь идёт о поставках препаратов всё тех же европейских компаний, которые локализованы в этих странах. Например, в Бразилии локализовано производство инсулинов датской Novo Nordisk. И именно они отгружаются в нашу страну.
По словам Татьяны Ходанович, генерального директора Pharmedu, уже к началу лета основные процессы, связанные с логистикой и поставками иностранных препаратов, были нормализованы. "Другой вопрос, что поставки зарубежных препаратов несколько уменьшились. Прежде всего из–за роста курса валют и связанного с этим снижения доходов фармкомпаний. Но это снижение находится ниже уровня спроса, поэтому с потребительской точки зрения ничего не изменилось, кроме отпускной стоимости", — поясняет Татьяна Ходанович.
Денис Лубов, директор по маркетингу фармацевтической компании Renewal, также считает, что каких–то кардинальных изменений в объёмах поставок не произошло. По его подсчётам, в течение последних 10 лет доля импортируемых лекарственных препаратов в натуральном выражении сохраняется на уровне 38–39%.
“
"На сегодняшний момент никаких существенных подвижек в сторону сокращения мы не наблюдаем. С точки зрения потребителя фармацевтический рынок не столкнулся с существенными потрясениями, которые пришлось испытать представителям других отраслей. Крупнейшие игроки рынка из недружественных стран остаются в России, продукция по–прежнему поставляется и реализуется. Разумеется, есть отдельные кейсы, но их нельзя назвать системными и наносящими ущерб потребителю", — убеждён Денис Лубов.
По мнению эксперта, конкуренция на фармацевтическом рынке РФ с каждым годом только нарастает: все широко применяемые лекарственные препараты имеют от двух до десяти аналогов как зарубежного, так и отечественного производства. "С точки зрения отечественной фармацевтики были вопросы, на которые приходилось отвечать, — доступность сырья, субстанций и высокотехнологичного оборудования, повышение транзакционных издержек и прямой себестоимости. Но мы считаем, что отрасль с данными проблемами справляется", — убеждён Лубов.
Жизненно важные
По мнению Николая Беспалова, сейчас основной блок вопросов находится прежде всего в сфере макроэкономики. "Российский рынок импортозависим. Колебания курса рубля могут приводить к росту цен и изменению ассортиментной политики производителей. Сейчас эти задачи являются первоочередными для целей госрегулирования", — полагает он.
После первого резкого скачка курсов валют в конце 2014 года стоимость лекарственных препаратов начала расти галопирующими темпами. По данным DSM Group, почти за 10 лет цены на фармацевтическую продукцию, которая не входит в список жизненно необходимых лекарств (ЖНВЛП), выросли на 206%.
В то же время ситуация со стоимостью лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, выглядит значительно лучше: благодаря жёсткому контролю со стороны государства рост цен на эту категорию препаратов с 2014 года составил всего 20%.
Политика госрегулирования дала свои плоды и в этом году. По информации Росздравнадзора, с начала 2023 года, несмотря на ослабление рубля, стоимость отечественных препаратов из перечня ЖНВЛП выросла на 1,5%, импортных ещё меньше — на 0,5%. То есть подорожание оказалось ниже и запланированной, и фактической инфляции.
Список ЖНВЛП ежегодно пополняется. Так, в прошлом году он был увеличен на пять позиций. Однако в 2023 году Минздрав одобрил только один препарат, хотя на рассмотрении находится 28 новых лекарств. Затягивание решения о расширении списка жизненно важных препаратов вызвало у некоторых представителей фармацевтического сообщества беспокойство, что подобная ситуация может спровоцировать дефицит этих препаратов в аптеках или же бесконтрольный рост цен на них. Однако опрошенные "ДП" эксперты развеяли эти опасения.
"Расширение списка предполагает включение в него ряда дорогостоящих препаратов, которые закупаются государством в интересах граждан льготных категорий, — поясняет Николай Беспалов. — То есть препарат на рынке представлен, но возможности закупать его за счёт госбюджетов разных уровней отсутствуют. На уровне цен на рынке или доступности препаратов в рознице это никак не сказывается".
В пределах нормы
В целом же фармацевтический рынок чувствует себя вполне уверенно. По данным "АРЭНСИ Фарма", общий объём продаж лекарственных препаратов по итогам первого полугодия 2023 года вырос в рублёвом выражении на 3%, хотя натуральные объёмы из–за прошлогоднего весеннего ажиотажа оказались ниже прошлогодних значений.
“
"Летом цены были относительно стабильны, и пока инфляция находится на относительно комфортном уровне. Однако не исключено, что ближе к осени она ускорится", — прогнозирует Николай Беспалов.
По мнению Татьяны Ходанович, несомненно, положительный результат даёт господдержка отечественных производств. "Доля российских препаратов на рынке неуклонно стремится к 50%, что казалось малореализуемым ещё 10 лет назад", — сообщила она.
Если говорить о негативных явлениях, то Николай Беспалов отмечает некоторое сокращение активности открытия новых аптечных учреждений. "Летом даже отмечались процессы деградации аптечной инфраструктуры. Но пока они не носят критичного характера. При этом крупные сети сохранили динамику развития. Проблемы испытывают прежде всего неорганизованная розница, а также мелкие и средние аптечные сети", — поясняет эксперт.
К отрицательным тенденциям можно отнести и снижение покупательной способности потребителей. Однако, как отмечает Денис Лубов, люди обычно предпочитают сокращать расходы не за счёт качества приобретаемых препаратов, а за счёт выбора упаковки, рассчитанной на длительное хранение и многократное применение. А также ориентируются на точки продаж с более низкой ценой.