Один из главных угольных стивидоров Ленобласти официально переориентировался на обработку зерновых.
Перепрофилирование мощностей для обработки угля морского порта Высоцк в специализированный зерновой комплекс позволит полностью вывести российские экспортные потоки сельхозпродукции из портов стран Балтии на Северо–Запад России. С таким заявлением выступил член совета директоров компании–стивидора ООО "Порт Высоцкий" Андрей Гарнухин в ходе церемонии официального открытия терминала 8 сентября.
"Так, экспорт зерна через порты Прибалтики в сезоне 2022/23 года составил порядка 1,7–1,8 млн тонн. И через порты Балтики Российской Федерации в этот момент было перевалено только 124 тыс. тонн. При этом нужно учитывать, что производство сельскохозяйственных грузов в России неуклонно растёт. Это касается как зерновых, так и продуктов их переработки", — заявляет Андрей Гарнухин.
Как будто что–то знали
До 2023 года терминал ООО "Порт Высоцкий" был одним из крупнейших по масштабам обработки угля в регионе. Рекорд по объёмам перевалки компания поставила в 2018 году — 8 млн тонн. Но в 2020 году владельцы решили радикально сменить грузовую базу, в том числе на фоне европейской тенденции отказа от неэкологичного топлива.
Транспортировать уголь из Высоцка, например, в страны Азиатско–Тихоокеанского региона оказывается уже не так эффективно. Во–первых, это не слишком оптимально по логистическим соображениям, а во–вторых, покупатели из Азии заинтересованы в значительно более масштабных партиях, нежели привычные европейские партнёры. Особенно после пандемии коронавируса и европейского эмбарго на уголь из РФ становится очевидной своевременность принятой стратегии.
Сейчас на терминале остаётся небольшое количество угля, который в ближайшее время отгрузят по заключённым ранее долгосрочным контрактам. После отправок этих партий ООО "Порт Высоцкий" полностью сфокусируется на зерне.
Для перепрофилирования мощностей понадобилось порядка 5,8 млрд рублей, рассказали "ДП" в руководстве компании. Срок окупаемости вложений сейчас оценивается примерно в 7 лет, однако эта планка может сдвинуться в ту или иную сторону, так как конъюнктура рынка всё время меняется.
Не время слабых
Отгрузки зерна ООО "Порт Высоцкий" начало ещё в апреле текущего года — тогда в Тунис отправилось первое судно с 27 тыс. тоннами пшеницы. До конца года в компании намерены перевалить 1 млн тонн зерна, а в 2024–м выйти на проектную мощность 4 млн тонн.
Основными направлениями экспорта называются страны Северной Африки, Латинской Америки и Азиатско–Тихоокеанского региона. Продукция же на терминал будет поступать из разных районов России — Центрального федерального округа, Поволжья, Южного Урала, Сибири, рассказывает Андрей Гарнухин. "Это те регионы, которые на сегодняшний момент имеют меньшую доступность к основным терминалам, расположенным на юге страны, где работают в большей степени производители из Ростовской области, Краснодарского края, Ставрополья и прилегающих к ним областей", — разъясняет он.
При этом построенный экспортный терминал — только первая очередь перспективного кластера. До II квартала 2025 года планируется запустить терминал по перевалке пищевых продуктов мощностью до 3,5 млн тонн в год. Третьим этапом развития станет инфраструктура для обработки растительных масел мощностью порядка 500 тыс. тонн в год. Её собираются ввести в строй также в 2025 году.
Руководство Ленобласти в лице губернатора Александра Дрозденко приветствует намерения стивидора по экспансии в регионе. "Я вижу задачи правительства Ленинградской области в поддержке планов преференциями и льготами. Помогать надо сильным. Сейчас не время слабых. Сейчас время помогать тем, кто реально делает дела и показывает результат. А когда станет получше, тогда ещё и подтянем остальных", — твёрдо заявляет Александр Дрозденко. Правда, в ситуации кризиса такие условия поддержки бизнеса трудно назвать привлекательными.
Ждут конкурентов
Актуальность появления зерновых мощностей на Балтике оценил и глава ОАО "РЖД" Олег Белозёров. "С открытием терминала мы, железнодорожники, получаем новый значительный грузопоток в объёме 4,5 млн тонн в год", — заявил он в ходе торжественной церемонии открытия. С другой стороны, важно отметить, что с этого же направления вместе со старой специализацией ООО "Порт Высоцкий" могут уйти 8 млн тонн угля. Так что в некотором роде железнодорожники рискуют не получить новый грузопоток, а удачно заместить выпадающий.
А дефицита проектов, подобных "Порту Высоцкому", в регионе в ближайшее время не обещается. Почти вплотную к заново открытому терминалу строит свой Высоцкий зерновой терминал ООО "Технотранс", компании даже встречались в судах из–за вопросов по правам на эксплуатацию земельных участков.
Также зерновыми мощностями оснастят комплексы Lugaport "Новотранса" в Усть–Луге и "Приморский УПК" бизнесмена Ильи Трабера (№129 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022) и его партнёров в Приморске. Крупнейшим в Ленобласти игроком в сфере собирается стать ГК "Содружество" с собственным терминалом мощностью 10 млн тонн. Общая пропускная способность всех анонсированных на сегодня проектов по обработке сельхозпродукции превышает 30 млн тонн.
При этом в долгосрочной перспективе принципиального конкурентного преимущества ранний запуск "Порту Высоцкому" может и не принести. Контракты на перевалку в сельхозотрасли обычно заключаются на зерновой сезон, как правило приходящийся на период с 1 сентября по конец августа, рассказал "ДП" председатель совета директоров ООО "Порт Высоцкий" Олег Филатов.
"Каждый год, исходя из текущего урожая, производители планируют свою деятельность. Они понимают, сколько посадили, сколько должны собрать, предполагают рынки сбыта. Сезон связан с произрастанием зерна, а не с какими–то логистическими тонкостями", — говорит Олег Филатов.
Не прецедент, а тенденция
В перепрофилировании портов на другие виды грузов нет ничего необычного, так поступают, если меняется конъюнктура рынка, например уменьшается объём перевалки какой–то категории, рассказывает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Он приводит в пример Находкинский морской рыбный порт, который после падения показателей по обработке рыбной продукции решили переориентировать в универсальный. В итоге там стала обрабатываться широкая номенклатура товаров, в том числе лес, металлопродукция, контейнеры и другие.
Также и в Морском порту Санкт–Петербурга сейчас реализуют проекты по перепрофилированию мощностей под обработку удобрений, в Усть–Луге создают терминал по их перевалке. Строительство терминалов для других видов продукции выгодно по нескольким причинам, говорит Дмитрий Баранов.
"Во–первых, это диверсифицирует деятельность, снижает риски от изменений рыночной конъюнктуры, увеличивает доходы. Во–вторых, привлекает дополнительное внимание к портам, привлекает клиентов, помогает продать им больше услуг. В–третьих, это способствует сохранению конкурентных позиций, помогает не останавливать процесс модернизации. Можно прогнозировать, что работа по перепрофилированию портов и строительству новых терминалов продолжится, что сохранит их востребованными как у владельцев грузов, так и у перевозчиков", — заключает аналитик.