Единственный в Петербурге проектировщик судов с исландскими корнями учредил компанию аналогичного профиля в Мурманске
Петербургский предприниматель исландского происхождения Алфред Тулиниус с партнёрами зарегистрировали в Мурманске ООО "Помор Инжиниринг". Специализация компании — инженерные изыскания и проектирование — близка к профилю возглавляемого Алфредом Тулиниусом петербургского ООО "Наутик Рус", партнёра крупнейшего в России рыболовецкого холдинга "Норебо". Это второй инициированный в Петербурге проект реинжиниринга оборудования для рыбопромысловых судов. В нём примет участие глава российской "дочки" норвежского Kimek Offshore AS.
Вместо норвежского Kimek
Основные партнёры исландца в новой компании — мурманские бизнесмены Василий Шайтанов и Руслан Ильин. У обоих по 24% долей, Руслан Ильин занимает в "Помор Инжиниринге" пост генерального директора.
Василий Шайтанов — известный в судостроительной отрасли человек, он возглавляет расположенное в Мурманске ООО "Кимек Мурманск" — единственную российскую "дочку" норвежской верфи Kimek Offshore AS. Это градообразующее предприятие в Киркинесе, 90% заказов которого составляли ремонт и подготовка к путине российских рыбопромысловых судов. После введения международных санкций, как писали СМИ, предприятие оказалось на грани банкротства, что может привести к массовой безработице жителей Киркинеса. В августе МИД Норвегии в порядке исключения разрешил Kimek Offshore AS отремонтировать траулер мурманского ООО "Саами".
Участники рынка говорят, что работники российской "дочки" ООО "Кимек Мурманск" активно ищут новую работу — на этом фоне их шеф вступил в новый бизнес–проект. По данным СПАРК, Василий Шайтанов не только учредил в августе компанию "Помор Инжиниринг" вместе с руководителем петербургского "Наутик Рус", но и приобрёл долю в мурманском ООО "Рубин".
Это судоремонтная компания, которая существует уже несколько лет, но до сих пор не подавала признаков хозяйственной деятельности. С середины августа по 16,67% долей "Рубина" принадлежат Василию Шайтанову и его партнёру по "Помор Инжинирингу" Руслану Ильину. По 33,33% долей у мурманских бизнесменов Николая Северикова и Максима Романовского, возглавившего "Рубин" и имеющего другой судоремонтный бизнес. Генеральный директор "Помор Инжиниринга" и совладелец обеих новых компаний Руслан Ильин от общения уклонился.
На Жёлтой горе
Участники рынка говорят, будто Алфред Тулиниус и Василий Шайтанов при поддержке мурманских бизнесменов планируют с помощью двух новых компаний удовлетворить растущий спрос рыбопромысловой отрасли России (не только холдинга "Норебо") на ремонт и техническое обслуживание рыболовецких судов.
Источники из Мурманска рассказывают, что созданный в августе "Помор Инжиниринг" будет заниматься проектным сопровождением реинжиниринга судового оборудования — прежде всего гидравлических агрегатов, элементов рыбофабрик, деталей двигателей. Речь идёт об элементах, которые чаще всего необходимы при судоремонте и которые до сих пор покупаются за границей.
Участники рынка предполагают, что изготовлением всего этого по чертежам "Помор Инжиниринга", а также судоремонтом с использованием таким образом импортозамещённого оборудования со временем займётся "Рубин". Смогут там и производить полноценный ремонт рыболовецких судов — как это делал до введения международных санкций, например, норвежский Kimek Offshore AS, чьё российское представительство возглавляет один из участников обеих новых компаний Василий Шайтанов. Он сам от комментариев отказался.
Генеральный директор и совладелец "Рубина" Максим Романовский рассказал, что новая компания для начала планирует заниматься достроечными и изоляционными работами на судах, причём не только рыбодобывающих — любых морских и речных.
"Когда у судна построен корпус, начинается его насыщение оборудованием, мебелью и так далее — вот всеми такими достроечными работами мы и будем заниматься. Компания “Рубин” приобретена в марте, для многих контрагентов важно иметь дело не с “однодневкой”, поэтому мы приобрели “Рубин”, учреждённый в 2016 году. Компания реально работает с марта, у нас есть уже первые заказчики — это мурманские судовладельцы. Мы придаём большое значение импортозамещению, многие поставщики у нас российские…" — говорит бизнесмен. Пока что предприятие использует склад на территории "Жёлтая гора" — расположенной неподалеку от Мурманска промзоне на берегу Кольского залива, где с давних времён находятся базы снабжения флота.
Пара миллиардов на входе
Это второй с момента введения международных санкций реинжиниринговый проект в сфере оборудования для рыбопромыслового флота. Первый заявил генеральный директор и владелец петербургского ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Павел Зубков. На площадке "Новоорловская" особой экономической зоны "Санкт–Петербург" компания планирует построить завод по производству рыбофабрик для промысловых судов и испытательный центр в Мурманске. В реализации проекта используется субсидия Минпромторга.
Затеянный Алфредом Тулиниусом и его партнёрами проект в Мурманске Павел Зубков не воспринимает как конкурентный.
"Приятно узнать, что коллеги из других стран начинают развивать отрасль на российском рынке. Я не стал бы воспринимать такие проекты как конкурентные, скорее это повод познакомиться, чтобы сделать друг друга сильнее. “Морские комплексные системы” готовы поддержать мурманский проект, предоставив им нашу продукцию. Уверен, это позволит им эффективнее развивать свой — не нужно будет тратить ресурсы и силы на доставку дорогого санкционного оборудования…" — говорит глава МКС.
По мнению владельца производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаила Даниленко, основная проблема, с которой придётся столкнуться основателям мурманского проекта, — доступ к технологиям.
"Важнейший вопрос — передадут ли им норвежские компании конструкторскую документацию или придётся “изобретать велосипед” и заниматься реинжинирингом. Изготовление комплектующих, даже при наличии документации, — очень непростой вопрос, нам для этого приходится инвестировать сотни миллионов рублей в новое оборудование. По–другому из ситуации не выйти. Плюс капитальные затраты на обустройство хотя бы какого–то докования для ремонтируемых судов. Думаю, инвестиции для такого проекта превысят пару миллиардов рублей на входе, особенно если говорить о самостоятельном выполнении тех или иных работ. КМЗ со своей стороны готов поддержать коллег своими машиностроительными ресурсами…" — говорит бизнесмен.
Всё для "Норебо"
Основной владелец новой мурманской компании — исландец Алфред Тулиниус, у него 48% "Помор Инжиниринга". Он, пожалуй, единственный в петербургском судостроении гражданин далёкого островного государства из Атлантического океана. Алфред Тулиниус возглавляет ООО "Наутик Рус", которое специализируется на проектировании рыболовных судов. 61% долей компании принадлежат лично Алфреду Тулиниусу и членам его семьи. В последний раз в медийное пространство она попала в середине сентября — по сообщению портала "MediaПалуба", представители "Наутик Рус" посетили камчатский офис крупнейшего в России рыболовецкого холдинга "Норебо", для одной из компаний которого "Наутик Рус" проектирует ярусоловы проекта 200101 повышенного экологического класса ECO S, первый из которых заложен в прошлом октябре на принадлежащем "Норебо" петербургском ООО "Нева–стапель". В числе проектов, разработанных "Наутик Рус", — серия из 10 траулеров–процессоров проекта 170701, которые строит петербургская Северная верфь.
Кроме Алфреда Тулиниуса в уставный капитал "Помор Инжиниринга" вошёл финансовый директор "Наутик Рус" Алексей Тоболев — у него 4% новой компании. Надо сказать, для них обоих это не первый совместный коммерческий проект. С лета 2021 года им принадлежит ООО "Морские интегрированные решения", а с прошлого сентября — ООО "Неваматик". Обе компании (как и "Наутик Рус") располагаются в Петербурге и специализируются на торговле оборудованием. Выручка первой за 2022 год составила 24,5 млн рублей, финансовые показатели второй не опубликованы.
Алфред Тулиниус и Алексей Тоболев на редакционные запросы не отреагировали.