Как стартапам перестроиться, чтобы выходить на сделки; почему много новых внутренних инвесторов — не повод для излишнего оптимизма; какая стратегия будет наиболее выигрышной для участников венчурного рынка, а также насколько остро стоит вопрос географической привязки компании, "ДП" рассказала Луиза Александрова, председатель Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА).
Сегодня встречаются совершенно разные "диагнозы" относительно состояния российского венчурного рынка. Как вы оцениваете текущую ситуацию?
— Конечно, в 2022–м рынок упал, по разным оценкам, в 3,5–10 раз. Это был год, когда венчурные инвесторы практически не вкладывали деньги, пытаясь разобраться, что будет дальше. Всё же инвестиции в технологии, вообще в бизнес — это длинные деньги.
Рынок ещё не восстановился. Но то, что переговоров ведётся много и он оживает, — это точно. Во–первых, все поняли, что жизнь продолжается. Во–вторых, произошла переориентация на дивидендные модели. Стало очевидно, что у технологических компаний есть рынок в России и многие рынки открываются — то, чего не было раньше. В–третьих, оценки компаний упали приблизительно в 3 раза — и надо идти в противофазе к рынку, то есть сейчас хорошее время для инвестиций, для входа в компании.
В–четвёртых, у инвесторов в России деньги есть. При этом с классическими каналами инвестиций, например недвижимостью, фондовым рынком, сегодня тоже не всё так просто в части рисков, доходности и неопределённости дальнейших трендов рынка. И остаётся такой канал, как инвестиции в бизнес. Частью этого рынка является венчур — то есть технологические компании как наиболее потенциально доходные, но и наиболее рискованные.
Читайте также:
Финансы
Центробанк уменьшит продажи юаней
Луиза Александрова, председатель Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА)
При этом объединениям бизнес–ангелов также пришлось перестраивать свою работу с учётом новых обстоятельств?
— Изменения практически не коснулись процессов. Но мы перестроили инвестиционные стратегии. В приоритете для нас проекты, которые выходят на прибыль на второй–третий год. Те, кто планирует сначала нарастить аудиторию и только потом начать что–то продавать, абсолютно не котируются. Отношение стало более приземлённым, требования возросли, поэтому оценки снизились.
К сожалению, многие стартапы ещё не перестроились. Они приходят с условиями сделок, которые были актуальны 2 года назад и не подходят сейчас.
Государство стремится активно стимулировать развитие венчурной отрасли в стране, появляются различные инициативы. Это даёт плоды, на ваш взгляд?
— Инициативы — это лишь инициативы. На данный момент я не вижу, чтобы отрасль сильно стимулировали. Но это происходит локально. Москва активно работает, у них есть Московский инновационный кластер (МИК), Агентство инноваций Москвы. Там много программ. И работает фонд, который соинвестирует с инвесторами. Как следствие — Москва будет высасывать хорошие стартапы из регионов. Я уже сейчас вижу, как проекты релоцируются. Пока регионы не начнут действовать аналогично на своей территории, все технологические проекты будут уезжать в Москву. Потому что хороший проект там, где: первое — клиенты, второе — деньги. В Москве есть большая программа поддержки. А в Петербурге нет.
В июле правительство России анонсировало запуск в конце года информационной системы "Реестр малых технологических компаний", проект курирует Минэкономразвития. Чем будет полезна отрасли эта "витрина стартапов"?
— Пока не вижу в ней особого смысла. Существует достаточно много баз данных стартапов. Свои платформы, например, у Сбербанка, "Сколково", фонда МИК — витрин проектов уже предостаточно.
Я не верю , что в одном месте могут быть собраны все проекты. Всегда будет несколько разных площадок. Они в большинстве своём и сейчас перекрываются. При этом у многих есть свои нюансы, которые позволяют выбирать наиболее релевантные для размещения площадки. И это неплохо. Поэтому я не верю в это всеобъемлющее "одно окно". Платформа действительно может помогать инвесторам тем, что проекты структурированы по стадиям, по объёмам инвестиций и так далее. Но такие предложения на рынке тоже уже есть. Надо разбираться, в чём будет фишка этого реестра.
Тем более что инвестору нужен не список стартапов — скорее, важнее система экспертизы, отбор, аналитика, много различных параметров для принятия решения. Но и здесь одно окно невозможно. Экспертиза бывает разной, различного уровня — всё равно нужно проверять самому.
Некоторые эксперты рынка дают довольно оптимистичные прогнозы, например предполагают, что в ближайшее время в России будет активнее расти количество бизнес–ангелов. Согласны, что для этого есть предпосылки?
— Смотря кого мы называем "бизнес–ангел". На самом деле это человек, который занимается инвестированием системно и регулярно, грамотно создаёт портфель. Для него это такая работа.
Я надеюсь, что в ближайшее время начнёт расти именно объём инвесторов, вкладывающих деньги в технологические компании. Станут ли они бизнес–ангелами? Было бы отлично. Но вначале мы получим большой пул неопытных инвесторов. Им надо будет учиться коммуницировать со стартапами, работать на этом рынке, набираться опыта.
Все действительно хотят, чтобы у нас появилось много внутренних игроков, которые бы инвестировали здесь, в России, в бизнесы. Сейчас достаточно много краудинвестинговых платформ, их количество растёт как на дрожжах. Но обратите внимание, что многие из реально инвестирующих платформ работают с компаниями, во–первых, в большинстве своём не сильно технологичными, во–вторых, имеющими хороший бэкграунд и оборот.
Потому что если привлечь неопытных инвесторов через платформу и потом, например, компания обанкротится — а риск для начинающих команд высок — это репутационный ущерб для платформы и плохая история для инвесторов. Я ещё не видела ни одной настоящей площадки, которая бы реально работала со стартапами стадии pre–seed. Где важно суметь определить не столько квалификацию, сколько предпринимательский потенциал и в какой–то степени удачливость участников команды.
Поэтому так мало тех, кто работает, как мы, со стадией развития компании pre–seed и seed. Ведь это взаимодействие чаще всего с непрофессиональными бизнес–ангелами и начинающими предпринимателями. Для большинства фаундеров это первый бизнес, который они хотят сделать крупным, опыта такого нет и, соответственно, отсюда следуют все проблемы и риски.
Но тренд однозначно идёт именно в направлении вовлечения новых инвесторов в область технологических инвестиций.
И поскольку появившимся инвесторам надо будет получать определённые знания, набираться опыта, будет расти востребованность закрытых клубов бизнес–ангелов?
— Я думаю, что да. Потому что всё–таки инвестиции на венчурном рынке действительно совместные. Когда формируется определённый круг соратников, которые разделяют риски. Обучение — это хорошо, но всё же оно больше похоже на обмен опытом, который передаётся исключительно от человека к человеку. Кроме того, вместе и решения принимать, и рисковать легче. Ну и чтобы получить первые навыки, надо пойти к тем, кто ими владеет. А это сообщества.
С другой стороны, таких сообществ, как ваше, в России немного…
— Это правда. Мы, конечно, не единственные. Чисто технологических клубов в России порядка 10–15. Но инвестиционных — много. Просто одни специализируются на недвижимости, другие совместно инвестируют в разные направления — и фондовый рынок, и бизнесы, и прочее, но, например, в технологические редко заходят.
СОБА
в 2023 году отмечает 15–летие своей деятельности — а в чём конкретно она заключается?
— Мы ищем проекты. И венчурные, и дивидендные. Технологические, с хорошими командами. Мы их фильтруем с точки зрения инвестпригодности — и предлагаем на выбор нашим бизнес–ангелам. Помогаем сделать синдикат: собрать группу, которая проинвестирует проект. Наша задача — это сделки. Именно их количеством мы определяем успешность и результативность нашей работы. Инвесторам помогаем разобраться с проектами, провести переговоры. А стартапам — добраться до инвесторов и собрать синдикат.
Мы имеем входной поток и находимся в постоянном поиске хороших проектов. Работаем с университетами, с акселераторами, у нас много партнёров по всей России — эксперты и другие такие же сетки. Мы обмениваемся проектами. Стартапы и сами к нам приходят, мы получаем около 100 заявок в месяц. Ежемесячно у нас проходит Закрытый клуб — питч–сессия перед инвесторами. Сейчас в основном работаем в онлайне, потому что наши инвесторы и стартапы располагаются уже в разных регионах, не только в Петербурге.
А какие сферы и проекты сегодня наиболее интересны членам вашего клуба?
— Есть общие тренды. Сейчас, например, это медицина. Продолжается эра инвестиций в технологии строительной отрасли, её оцифровки. Кроме того, есть отрасли, а есть сквозные технологии, которые меняют многие отрасли. К последним относится искусственный интеллект. И сейчас уже начался бум проектов, предлагающих различные решения с использованием этой технологии.
На самом деле новый тренд только один. Мы смотрим на проекты, как можно быстрее генерирующие выручку и прибыль. На тех, у кого действительно есть, если мы говорим про российский рынок, ниша, которую они умеют занимать, и эта ниша большая. Такие высокодоходные, высокомаржинальные проекты с хорошей прибылью всех интересуют.
Венчурная модель подразумевает "кому–то продать" — так вот рынка "кому продать" в России сейчас нет. Мы очень надеемся, что он сформируется, что корпорации начнут приобретать, что появятся более крупные частные инвесторы под покупку. Но выстраивать сегодня свою инвестиционную стратегию в продажах в последующем, скорее всего, неправильно.
Раньше дивидендная модель была непопулярна. Все готовы были подождать капитализации компании и через 5 лет её продать — с учётом того, что она выходит на международный рынок, а это предполагает добавочную стоимость. Потому что там все компании оцениваются намного дороже, чем у нас. А сейчас с международными рынками сложнее, что предложат страны MENA, пока неизвестно — опыта у большинства нет. Поэтому дивиденды.
Но это не значит, что мы не смотрим проекты, локализованные за рубежом или планирующие там работать. У нас есть инвесторы, готовые работать как раз с такими компаниями.
Чему ещё научили отрасль последние полтора года?
— Сейчас такое время интересное, когда инвесторы очень чётко поделились на две категории. Одна уехала за границу, перевела туда свои средства и инвестирует там — да, в русскоязычные компании, но уже релоцированные. Другая часть инвесторов осталась, её капиталы здесь и инвестирует она в российский рынок — максимум с расчётом на СНГ и Азию. Это две разные категории. Есть те, кто сидит на двух стульях, но их очень мало. В основном — либо... либо.
И стартапу надо понимать, где в ближайшие 2–3 года он собирается развиваться: в России или за рубежом. Иначе его разорвёт — я пока не встретила ни одной компании, которая бы успешно росла и там и там. Поэтому стартапам надо определиться и понять, к каким инвесторам идти. Деление очень чёткое.
А главное — у России есть шанс получить внутреннего инвестора. Мне кажется, это здорово, что люди наконец начнут вкладывать там, где они живут, и в то, что будет менять их жизни к лучшему.
Одно из самых известных, наверное, отличий нашего населения — это изобретательность. Мы хорошо генерим интеллектуальную собственность. У нас много людей, которые любят и умеют изобретать и придумывать. А вот сможем ли мы это реализовать потом как плюс в нашей экономике и научиться зарабатывать на этом — большой вопрос. Хорошо, если появятся инвесторы, которые помогут предпринимателям, у которых есть действительно хорошие инновационные решения, прийти к масштабированию, и будут созданы большие крупные бизнесы.
У нас сейчас технологическим компаниям открыто неплохое окно для захвата рынка России. И это вопрос амбиций. Дело в том, что большинство инвесторов венчурного рынка так же амбициозны, как и те стартапы–единороги, которые они ищут. Может быть, не надо гоняться за какими–то сверхзвёздами? Сейчас инвесторами могут стать те, кто хочет иметь компанию, которая будет регулярно приносить прибыль, расти на 30–40% в год — и давать хорошую прибыль. А таких проектов в России, мне кажется, достаточно много.